|
С 1712 года Петербург становился столицей Русского государства . Столице
нужен главный кафедральный собор . И вот на месте деревянной церкви по
проекту Д. Трезине начинается строительство Петровского собора . Он строится
21 год (1712-1733) . Петровский собор построен в стиле раннего барокко.
Строгость и простота в планировки , наружной отделки здания – наиболее
характерные черты этого стиля .Собор представляет собой вытянутое прямоугольное
здание , его стены оформлены пилястрами и головками херувимов на наличных
окнах . Самая интересная часть собора колокольня . Ярус за ярусом она
поднимается ввысь .
Ярусы соединены завитками – волютами , которые создают плавный переход
от основного здания собора к высокой балине . Шпиль собора вознеся над
городом как символ утверждения России на берегах Невы, как символ выхода
её к просторам Балтики . Собор самое высокое здание Санкт-Петербурга .(
Если не считать вышку телевизионного центра ). Его высота- 122,5 метров
, высота шпиля-
1,6 метра, высота фигуры ангела –3,2 метра , размах крыльев –3,8 метра
.
План собора не похож на традиционные планы русских церквей . Это прямоугольное
сооружение “зеркального” типа . Внутреннее пространство собора разделено
на три части мощными пилонами . Интерьер собора праздничный и нарядный
: помещение просторное и светлое (длина 61 метр высота около 16 метров
) , огромные окна заливают его светом . Петровский собор на протяжении
нескольких десятилетий служил усыпальницей русских императоров .Хоронить
в соборе стали по указанию ПетраI. Сам ПетрI похоронен у южной стены собора
.
Он умер 27 января 1725 года рано утром .
30 могил отмечены белыми мраморными надгробиями . С 1924 года собор стал
музеем и сохраняется как уникальное произведение Русской архитектуры и
искусства XVIII века .
Великокняжеская усыпальница .
Рядом с собором в 1908 году по проекту архитектора Д. Гримма и при участие
архитектора А. Томшико и Л. Бенуа было построено здание усыпальницы для
великих князей . В ней сочетается архитектура русских купольных церквей
XVII-XVIII веков , черты классического стиля и барокко . Церковь и сверкающей
золотом шпиль вошли в архитектурный облик Санкт – Петербурга, придавая
ему самобытную прелесть приморского города . Петровская крепость – памятник
революционной борьбы русского народа и отечественной истории .
Сохранялось несколько казематов бастиона Зотова , дающих представление
о казематах как местах заключения. Казематы( помещения внутри крепостной
стены)
напоминали погреб .
Кирпичные стены , часто не оштукатуренные , сводчатые потолки . Земляной
пол покрыт досками . Были и каменные полы . Стёкла окон закрашивались
белой краской , окна заделывались толстыми решётками . Вход в каземат
закрывался деревянной дверью , обитой железом . По воспоминанием декабриста
А.М.Муравьева, у него в каземате были нары , на которых лежало какое-то
лоснившиеся от грязи тряпьё . В одном углу находилась печка . В стену
была вделана цепь с шейным кольцом . Муравьёва в цепи не заковывали ,
но некоторые декабристы носили ножные и ручные кандалы весом до 23 фунтов
(около 9,2 килограмма) . Кровать в камере декабриста В.П. Зубкова состояла
из нескольких досок , соединенных железными полосами . “Соломенный тюфяк
и подушка лежали на двух толстых досках с большим пустым промежутком ,
причём одна доска была значительно толще другой . Простыня была, разумеется,
из грубого холста и очень грязная . Стула не было, а стол надо было прислонять
к стене,
чтобы он не упал . В углу стояла деревянная кадушка , издающая отвратительный
запах . ”
Казематы были не велики по размерам . У декабриста В.П. Зубкова – 6 шагов
в длину , 5 шагов в ширину ; у декабриста А.П.Беляева – 4 шага в длину
. В период заключения декабристов казематов не хватало . В гарнизонах
казармах крепости были построены клетушки из брёвен , и таким образом
общие солдатские казармы превратились в камеры одиночного заключения .
Все казематы были серые, холодные , мрачные . Декабрист Н.В. Басаргин
, находившийся в одном из казематов Кронверкской куртины , рассказывал
, что со стен текло , а темнота и теснота не позволяли делать ему какие
либо движения . Когда у него началось кровохаркание , его перевели в другой
конец куртины , “в каземат более просторный , но зато столь тёмный , что
, пришедшие туда ,-вспоминал он , -я долго не мог разлить предметы, в
нём находящиеся , пока глаза мои не освоились с мраком .” в некоторых
казематах даже днём горели ночники . Декабрист М.С. Лунин писал , что
он не мог спать “от тяжелого воздуха в каземате , от насекомых и от удушливой
копоти ночника”. В каземате А.С. Гангеблого “низкий свод был обвешан паутиной
и населён множеством тараканов , стоножек, и других гадов .”
Ничего не изменилась в устройстве казематов и условиях содержания ни в
40-е годы XIX века , когда в них были заключены петрашевцы .
|
.
страницы: |