|
За последние годы более широкое распространение получили торговые центры.
Размещение торговых центров и объемно-планировочное решение необходимо
предусматривать исходя из функционального назначения, месторасположения
торговых предприятий и вида товаров: товары повседневного пользования
(хлеб, мясо, рыба, бакалея, молочные продукты и др.) и товары периодического
пользования (промтовары, готовое платье, головные уборы, радио и фототовары,
велосипеды, парфюмерия и т, п.). Товары первой группы преобладают в магазинах
микрорайонов и торговых центрах жилых районов, второй – магазинах торговых
центров жилых районов и городов.
При планировке торговых центров необходимо решить такие основные вопросы,
как доступ к месту торговли, подъезды и стоянки легкового транспорта,
подъезды грузового транспорта, доставляющего товары в магазины, место
разгрузки товаров, место для хранения товаров и использованной тары. Надо
проектировать здания так, чтобы доставка товаров, ее разгрузка, распаковка
были изолированы от потока покупателей. Кооперированные торговые центры
компонуют по ячейковой структуре с сеткой колонн преимущественно 6 X 6
или 6 X 12 м. При проектировании целесообразно предусматривать индивидуальные
входы в помещения различного назначения — в отделение связи, аптеку или
в помещении бытового обслуживания.
Высота торговых залов должна быть 3,3 м при площади до 300 м2, в залах
большей площади высоту устанавливают 4,2 м, в подвальных помещениях –
2,7 м, а до выступающих конструкций – не менее 2,4 м.
Состав и площади помещений назначают в соответствии с СИиП II-Л. 7-70.
Крытые рынки
Одним из комплексов торговых зданий районных и городских центров являются
крытые рынки. Такие торговые предприятия, кака крытые рынки, бывают двух
типов: рынки для продажи сельскохозяйственных продуктов и комплексные
рынки, где есть возможность и продать сельскохозяйственные продукты, и
купить необходимые промтовары.
В первом типе рынков места продажи сельскохозяйственных продуктов расположены
в центре зала и по периметру здания. В крытых рынках
предусматривают торговые места постоянные, занимаемые государственными
торговыми предприятиями, и разовые, предназначаемые для продажи товаров
колхозами и отдельными лицами.
Торговые места распределяют по зонам: продажа картофеля, овощей, фруктов,
ягод, мяса, дичи, рыбы и т. д.
Проходы проектируют различной ширины: основные 4—10 м, боковые 2,5—7 м,
поперечные 1,5—5 м. Общую площадь торгового зала рынка устанавливают из
расчета 0,5 м2 на одного покупателя, а площадь на одно торговое место
принимают от 6 до 13 м2. Температура внутри помещений рынка должна быть
зимой не менее +5°С, летом не более 4-18—20° С
Композиционное решение рынков — центрическое-компактное, блочное и павильонное.
Центрическая композиция более удачна, она требует значительно меньшей
площади участка, сметная стоимость зданий меньше на 10—14 и она более
экономична и по текущим затратам.
Проектирование залов пространственной безопорной структуры с крупнопролетными
покрытиями повышает на 7—10% экономичное использование площадей.
В рынке проектируют служебно-вспомогательные помещения: санитарного обслуживания,
административные помещения. Кроме того, должны быть буфеты и туалеты.
В помещениях санитарного обслуживания проверяют продукты, поступающие
в продажу.
В административно-обслуживающих помещениях продавцы обеспечиваются оборудованием
для торговли.
В большинстве рынков имеются подвальные помещения, часто обеспеченные
холодильниками для хранения не проданных скоропортящихся товаров.
В рынках второго типа наряду с продажей сельскохозяйственных продуктов
продают промышленные товары. На рисунке (см. рис.ниже) в центрально островных
рядах торгуют продуктами сельского хозяйства, а в задней части и по окружности
располагают магазины промтоваров.
К рынкам должны быть хорошие подходы, не пересекаемые транспортными магистралями,
а также подъезды, на площадях перед рынками предусматривают стоянки легковых
автомашин.
У крытых рынков необходимо иметь площадки для торговли летом непосредственно
с автомашин или с открытых торговых мест.
Объем здания на одно торговое место по анализу ряда типовых проектов колеблется
в широких пределах —от 70 до 110 м.
|
.
страницы: |