arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Эволюция формы и символики древнеегипетских храмов
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

Строительство великолепных сооружений с многочисленными помещениями, сложными входами, лестницами требовало тщательного предварительно продуманного общего плана храма. Необходимо было учесть как особенности рельефа местности, так и русло реки. Большая часть египетских храмов возводилась на равнине, но некоторые, например заупокойный храм Хатшепсут, – на уступах гор. [ 1]

Фундамент – основа сооружения. Для упрочения фундамента зданий, возводившихся на грунте, в равнинной части долины, строители прибегали к замене грунта. Выкопав котлован или траншею под фундамент, они насыпали на дно нужный слой сухого песка. За счёт такой песчаной подушки они могли уменьшить и каменную часть фундамента, поскольку песчаную подсыпку можно рассматривать как своего рода песчаный фундамент. [2] Песок способствовал образованию надёжного фундамента, поскольку после уплотнения он почти не сжимается и хорошо передаёт вертикальное давление в сторону, распространяя его на значительное пространство. [3]

Песчаная подсыпка применялась ещё во времена Среднего царства и даже в эпоху Древнего царства. [4] Во времена XVIII - XIX династий толщина подсыпки колебалась от 20 до 80 см , а иногда до 1 м и более в зависимости от того сооружения, которое надлежало на ней возвести.

Стены внутри помещений часто не имели вообще фундамента, и каменный настил укладывали непосредственно на землю. Под колоннами блоки укладывали более или менее правильно. Довольно тщательно выполнили укладку фундамента (чередование тычковых и ложковых рядов) под колоннами гипостиля большого храма Амона в Карнаке. [5] Здесь под каждой колонной имелась кладка, напоминающая сваю, высотой всего до 2 м и из 10 и более слоёв камня. Почти все «сваи» соединялись между собой специальными опорными стенками и вместе с фундаментом внешних и внутренних стен составляли своего рода сетку из опор, на которой и стояло сооружение. [6]

Под колоссы и обелиски также подводили мощные фундаменты, представляющие собой многослойную кладку известняковых или песчаниковых блоков высотой до 2 м . Площадь основания обелисков достигала 16 м 2 (4х4 м ). По горизонтали камни в цоколе соединялись между собой строительными скобами. [ 7] Массивные кирпично-сырцовые стены, подобные тем, которые окружали храмы Нового царства, уходили в землю на 1,5 – 3 м . Они возводились, как и каменные фундаменты, на песчаной подушке в 10 – 30 см .

Архитектура для PDA PDA-версия статьи Эволюция формы и символики древнеегипетских храмов

Соорудив фундамент, по всей площади будущего храма делали каменный настил, по нему наносили линии, по которым уже металлическими резцами вырезали на камне общий план здания. По всему периметру планируемого сооружения проводили две параллельные, отстоящие одна от другой на расстоянии 15 см линии. По внутренней черте вели кладку, а назначение внешней точно не установлено. Полагают, что она могла означать границу облицовочных камней с рельефом. Иногда ограничивались и одной линией. [ 8]

 

Полы в храмовой архитектуре чаще всего делались из известняка, песчаника, гранита и базальта. Каменными плитами также покрывали двор вокруг храма. Полы в храмовых залах обычно делали из гранита или базальта. При составлении пола из твёрдых горных пород старались по возможности подбирать такие куски, чтобы они как можно плотнее прилегали один к другому, ограничиваясь при этом лишь минимальной обработкой на месте. Законченный пол из твёрдых сортов камня напоминал грубую мозаику из элементов разной формы и размера. После укладки такой каменный паркет шлифовали и полировали до зеркального блеска. [9] До нас не дошли росписи, покрывавшие пол храмов, но они, видимо, были, как это подтверждают раскопки города Ахетатона ( XVIII династия).

Что же символизировали собой фундамент и полы в храмовых комплексах эпохи Нового царства? Как уже отмечалось выше, изначально они выступали местом связи храма с землёй, подчёркивали неразрывность небесного (храм посвящён одному из небесных богов) и земного (олицетворение земли – бог Геб). Полы рассматривались как предвечный холм земли. [10] И это уже мы видели в предыдущем параграфе. Кроме того, пол в разных помещениях святилища имел разный уровень относительно земли за пределами комплекса. Место строительства храма специально выбирали с таким расчётом, чтобы на вершине невысокого природного (или искусственного) холма оказывалось святилище храма. Внутри каждого помещения храма пол выравнивался, видимо по уровню, и был строго горизонтальным. Поэтому по мере приближения к святилищу уровень пола повышался не постепенно, а резко от помещения к помещению. Если перепад уровня был небольшим, то он мог быть представлен в виде ступеньки (символизируя лестницу в небо), если большим [11] – то в виде небольшого пандуса. [ 12]

Первые каменные полы в культовой архитектуре Раннего царства появились именно в святилищах храмов, а также в гробницах фараонов (тоже как в месте связи земного и потустороннего миров). Уже при I династии каменным был пол в гробнице Хора Простирателя в Абаде (Эботе), и камень же был в значительных количествах применён в больших гробницах на севере страны: для облицовки помещений, перекрытий, настилов на них, наличников дверей, спускных преград и т. д. От конца I и II династий мы располагаем не только внушительным числом каменных плит, использованных в погребальных сооружениях частных лиц, не только обширным склепом Хора-Сета Воссиявшего Двумя Жезлами с полом и стенами из камня, но и каменным косяком от храмовых дверей, поставленных Хором Воссиявшим Жезлом в священной верхнеегипетской столице Иераконполе. [13]

 

Стены храмов времени Нового царства, как и Среднего и Древнего царств, представляли собой кладку из двух или трёх самостоятельных стен, из которых одна (средняя) была основной и две (внешняя и внутренняя) – облицовочными. Общая толщина таких двойных и тройных стен колебалась от 1,2 до 4 м . [14] Следовательно, храмы Нового царства по толщине стен уступают храмам фараонов IV династии, где глубина некоторых стен-массивов доходила до 15-20 м . [15]

В Раннем царстве излюбленным приёмом членения лицевых поверхностей стен было частое чередование на них отвесных выступов и отступов, причём каждый из них мог состоять из нескольких, последовательно сужающихся, и, хотя достигалось это простым наращением или выемкой кирпича, создавалось впечатление богатой отделки. Так отделаны лицевые стороны многих гробничных надстроек, больших и скромных, которые иначе оставались бы глухими прямоугольными возвышениями из необожжённого кирпича. Видимо, гробницы и ранние храмы подражали в данном случае жилым постройкам, в первую очередь дворцам. Лицо дворцовых построек, в прямоугольный чертёжик которых вписывалось в надписях царское имя, было определённо расчленено отвесными выступами и выемками. Происхождение подобной отделки надо искать в крепостном строительстве, где выступы в черте стен позволяли обстреливать подступившего вплотную врага не только в лицо, но и с боков. Однако в том виде как стены и выступы бытовали в дворцовом и храмовом зодчествах, они явно не должны были напоминать крепость и были рассчитаны на художественное впечатление. Это доказывается как частотою их, так и помещением их порой на одной передней стороне, что у крепости было бы не менее странным. [16]

Каменная поверхность стены в интерьере древнеегипетского храма после Раннего царства отделывалась особенно тщательно и имела однородную характеристику – гладкую, полированную (гранитные стены храма Хефрена) или рельефно-скульптурную (храмы Среднего и Нового царства). В обоих случаях тектоничность стены выражалась монолитной целостностью нерасчленённой массы. Введение изобразительной горизонтальной членённости способствовало выявлению абсолютной величины этой массы, её масштабного значения. Активность восприятия отдельно стоящих опор повлияла на исключительное внимание к поиску их выразительной формы, скульптурности объёма и тонкой деталировки. [17]

Символика стены храмового комплекса в религиозных текстах представлена довольно мало. Это объяснялось в первую очередь тем, что внешние стены храма внутри помещений обычно были закрыты различными портиками и колоннадами. Единственное упоминание о соответствии стен гипостиля стенам Полей Иалу имеется в 109 главе «Книги Мёртвых»: «Я знаю Поля Иалу, принадлежащие Ра. Стены   их из   Металла». [18] Здесь как и везде металл (или железо, бья ) выступает материалом, из которого боги создают свои сооружения.

 

Образцов того, что ныне именуется колонной , от Раннего царства не сохранилось. Деревянные столбы, простые или с кирпичной обшивкой, подпирали потолки царских усыпальниц, но нет оснований считать, что они были некогда как-нибудь изукрашены. Тем не менее, художественно отделанные столбы существовали уже при I династии. Так, тонкие столбики, поддерживавшие сень над царской головою в гробнице, могли иметь воронкообразные верхушки, судя по изображениям одного из царей середины этой династии. Ещё любопытнее обломки каких-то предметов, подражавших, возможно, действительным столбам, с продольными вогнутыми желобами, совсем в духе древнегреческих так называемых дорических колонн. На другом таком же столбике из слоновой кости, но уже последних дней II династии, вместо желобов, продольные округло-выпуклые полосы – как бы в подражание настоящим столбам в виде связки растительных стволов. Такие столбы, равно как и «дорические», хорошо засвидетельствованы многочисленными подлинниками уже для самого начала Древнего царства. [ 19]

Сложение египетского канона времени Нового царства было бы невозможным без определённого уровня развития конструкции. Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своей эволюции получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определённая система взаимосвязи конструкции и её художественного истолкования путём придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений. Эта система получила название ордера , включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение – капитель , а в нижней – базу , и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом .

В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в форме опор-столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически правильной формы, в Новом царстве получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира. Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм – это лишённая мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами. В отдельных случаях перед столбами ставились скульптурные изображения.

[1] Кинк Х.А. Древнеегипетский храм / Отв. Ред. Ю.Я. Перепёлкин. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1979. – С.63.

[2] Богословский П.И. Основания и фундаменты. – М., 1947. – С.187.

[3] Кинк Х.А. Древнеегипетский храм / Отв. Ред. Ю.Я. Перепёлкин. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1979. – С.65.

[4] Материалы экспедиции американцев Лэрри Хантера и Майкла Артбатнота (1996-1997) позволяют предположить, что фундаменты многих знаменитых египетских пирамид были заимствованы у гораздо более древних сооружений. (Цит. по: Конелес В.Ю. «Сошедшие с небес и сотворившие людей» (конспект) // http://piramyd.express.ru/lah/konsp.htm )

[5] Кинк Х.А. Указ. соч. – С.69.

[6] Слабым местом гигантского сооружения фараонов было несовершенство фундамента. Если работы производились не на скалистом грунте пустыни, зодчие нигде не могли опустить подземные работы на достаточную глубину, чтобы не встретить более или менее жидкой грязи на уровне просачивания Нила; поэтому они ограничивались удалением верхнего слоя почвы и устанавливали свой фундамент прямо на земле. В гипостиле Карнака подкоп достигал около 2 м глубины; там, на пластах наносной породы, смешанной с песком, соорудили небольшие каменные устои из крупных обломков песчаника, неровных, плохо обтёсанных, сложенных в неправильные ложа. Добрая часть этих камней принадлежала первоначально одному зданию, построенному царём-еретиком, Аменхотепом IV , и благочестиво разрушенному его правоверными наследниками. Иногда вместо валунов попадаются простые затычки из земли, осколков камня и черепков посуды. Заметим, что на этих устоях, «бывших скорее каменными сваями, чем настоящим фундаментом», устанавливались колонны, общий вес которых достигал 226 тонн. Нередко диаметр этих устоев меньше основания колонны, что в особенности неблагоприятно для устойчивости таких масс. Наконец, единственным скреплением устоев, поддерживавших колонны, являлась насыпь из гравия и земли, покрытая очень тонким слоем плит. Тут сказалось явное незнание, небрежность или злоупотребление со стороны строителей гипостиля. (Цит. по: Морэ А. Во времена фараонов / Коммент. В.В. Солкина. – М.: Алетейа, 1998. – С.31-32.)

[7] Кинк Х.А. Древнеегипетский храм / Отв. Ред. Ю.Я. Перепёлкин. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1979. – С.71,73.

[8] Там же. – С.74.

[9] Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1967. – С.41.

[10] Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. – М.: Алетейа, Новый Акрополь, 2001. – С. 149.

[11] Как в заупокойном храме Рамсеса III в Мединет-Абу.

[12] См. Рис.16 в приложениях.

[13] Перепёлкин Ю.Я. Указ. соч. – С.84-86.

[14] При такой толщине стены не нуждались и в контрфорсах. Поэтому в храмах времени Нового царства они чрезвычайно редки.

[15] Кинк Х.А. Древнеегипетский храм / Отв. Ред. Ю.Я. Перепёлкин. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1979. – С.75,76.

[16] Перепёлкин Ю.Я. Указ. соч. – С.508.

[17] Раннев В.Р. Указ. соч. – С.18.

[18] Цит. по: Древнеегипетская «Книга Мёртвых» / Пер. с древнеегип., введение и комментарии М.А. Чегодаев // http://www.kemet.ru/texts/026h.htm . – Гл.109.

[19] Перепёлкин Ю.Я. Указ. соч. – С.509.

 

  . страницы:
1
2
3
 
 
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
http://egypt.boom.ru/egyptboom/polka/autor/05-14.htm
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz