|
Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине, в семье,
где профессия архитектора стала потомственной - архитекторами были
его отец и брат деда. В 1903-1907 годах он получил специальное образование,
сначала в Мюнхене, а затем в Высшей технической школе в Берлине. Однако
решающими для становления его творческой индивидуальности были годы
работы в мастерской Петера Беренса, где в это же время трудились Мис
ван дер Роэ и Ле Корбюзье (в 1907-1910 годах). Под влиянием мастера
Гропиус пришел к идее единства предметной среды, окружающей человека.
С 1910 года он стал работать самостоятельно как архитектор, член организованного
в 1907 году объединения "Немецкий Веркбунд".
Первый крупный заказ после открытия своей собственной конторы Гропиус получил
от компании "Фагус". Фабрика сапожных колодок, которую Гропиус построил
по этому заказу в 1911 году, явилась неожиданным утверждением нового языка архитектурных
форм.
Разработку нового языка архитектуры металла и железобетона Гропиус продолжил,
создавая административный павильон выставки Веркбунда в Кельне (1914-1915). Фабрика
- модель производственного и административного здания имела машинный зал, на
крыше - крытую террасу для танцев и открытые гаражи позади здания.
Годы первой мировой войны были для Гропиуса временем осмысления и оценки результатов
первого периода творчества. После войны он, как и многие другие представители
творческой интеллигенции Германии, испытал влияние экспрессионизма. В 1919 году
Гропиус возглавил школы прикладного искусства и изобразительного искусства в
Веймаре и объединил их под названием "Государственный Баухауз в Веймаре".,
он привнес сюда дух экспрессионистической романтики, поэтизации ремесленничества.
В первой программе училища он призывал: "Архитекторы, скульпторы, живописцы,
все мы должны вернуться назад к ремеслу!"Однако в пору социальных конфликтов,
становящихся все более острыми, идиллическая вера в спасительную миссию ремесла
не могла быть долговечной. Гропиус вновь устремляет свои интересы к освоению
возможностей индустриального производства. Он ставит перед Баухаузом цель обеспечить
массовое производство дешевых, но высококачественных предметов быта, создать
методы индустриального домостроения, помочь решению жилищной проблемы в Германии.
В годы войны и послевоенных экономических трудностей у Гропиуса возникает интерес
к социальным проблемам зодчества. Серийное производство предметов, окружающих
человека, он противопоставляет художественному индивидуализму, "производству
на заказ". Вокруг Гропиуса в Баухаузе собирается яркий, но разнохарактерный
коллектив преподавателей. Здесь работали и такие известные приверженцы художественного "авангардизма",
как Л. Фейнингер, П. Клее и В. Кандинский. Лишь безусловное отрицание господствующих
мещанских вкусов и эклектики объединяло всех работников Баухауза. Гропиус направлял
их деятельность на выработку универсальных принципов формообразования, единых
для архитектуры и дизайна.
Такое направление училища привело Гропиуса к столкновению с консервативными городскими
властями Веймара. Не приняв компромисса, Гропиус перевел Баухауз в небольшой
промышленный город Дессау. В 1925-1926 годах здесь для Баухауза был построен
по его проекту новый комплекс зданий, который стал как бы манифестом, вещественно
утверждающим принципы рационалистической архитектуры.
В 1928 году Гропиус оставил Баухауз и переехал в Берлин с тем, чтобы всецело
посвятить себя работе в области массового жилищного строительства. В 1933 году,
после того как в Германии пришли к власти нацисты, даже расплывчатые идеи о совершенствовании
социального устройства средствами архитектуры стали рассматриваться как крамола.
Гропиус эмигрировал в Англию. В 1937 году Гропиус принял приглашение Гарвардского
университета и переехал в США.
Осенью 1947 года, выступая на VI конгрессе СIАМ в Англии, Гропиус суммировал
свой опыт в области архитектуры. Это были расширенные выводы из концепций его
молодых лет. Они относились не только к подготовке архитектора, но и к реформе
методов обучения в целом. В 1938 году Гропиус и Брейер принимали участие в конкурсе
на здание Уинстонского колледжа.
В 1945 году вместе с группой молодых архитекторов Гропиус основал товарищество "Тhе
architects Collaborative" - бригаду из восьми молодых архитекторов. Их совместная
работа привела к созданию ряда выдающихся проектов и сооружений. Так, в 1949-1950
годах был построен Гарвардский университетский центр в Кембридже.
В США начиная с 1950-х годов совершенно неожиданно возникла тенденция к реконструкции
городов. Деятельность Объединения архитекторов, возглавляемого Гропиусом, постепенно
расширилась. Школы, административные здания, большие поселки, необычный по своему
размаху проект университета в Багдаде (1957). В 1962 году Гропиус начал в Западном
Берлине строительство нового городского района на пятьдесят тысяч жителей. Живя
в Германии, о заказе такого объема Гропиус даже не мог и мечтать. Этот район
города теперь носит его имя.
Особенно ярко творческая индивидуальность Гропиуса проявилась при проектировании
здания Американского посольства в Афинах. Тот факт, что многие произведения Гропиуса,
даже созданные им в молодые годы, не потеряли своей первоначальной свежести,
служит доказательством его творческой силы. Это относится не только к работам
в области архитектуры. Еще в 1913 году Гропиус разработал проект тепловоза, который
с точки зрения промышленной эстетики был поразительно передовым. Двадцать лет
спустя в этом проекте узнали современную "обтекаемую форму". Его памятник
павшим революционерам в Йене тоже остался вполне современным и нисколько не устарел.
Умер Гропиус 5 июля 1969 года в Бостоне.
|
.
страницы: |