|
Людвиг Мис Ван Дер Роэ родился в Аахене 27 марта 1886 года.
Уже в 1920-е годы к фамилии, унаследованной от отца, он прибавил фамилию
матери. С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя
бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал в
Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время
специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года
- в мастерской Петера Беренса. Мастерская Беренса была единственной
в Германии, где молодое поколение могло найти то, в чем оно нуждалось.
Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса
как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи и технико-промышленные
аспекты творчества своего учителя. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году
уехал в Гаагу, где познакомился с работами Х.-П. Берлаге. В 1913 году он открыл
в Берлине свое проектное бюро.
Период ученичества завершила первая мировая война. В годы социальных потрясений
и экономической разрухи, когда строились мало, Мис ван дер Роэ выступил с серией
экспериментальных проектов (1919-1924). Среди них отмеченные влиянием экспрессионизма
проекты стеклянных небоскребов; архитектор искал новый тип конструктивной структуры
и вместе с тем форму, полнее всего выявляющую прозрачность и блескость стекла.
Проекты двух загородных домов 1923 года - кирпичного и железобетонного, разработанные
Мис ван дер Роэ, имеют неоценимое значение для развития современной архитектуры.
В этих двух проектах Мис ван дер Роэ выразилась новая концепция в архитектуре.
В 1920-е годы Мис ван дер Роэ был связан с наиболее радикальными из прогрессивных
архитекторов Германии. В 1926 году в Берлине он построил памятник Карлу Либкнехту
и Розе Люксембург. Кирпичная стела, асимметрично расчлененная выступающими и
западающими плоскостями, несет эмблему Компартии Германии. Памятник полон суровой
и страстной динамики.
Годом позже Мис ван дер Роэ возглавил Международную выставку в Штутгарте. Мис
ван дер Роэ посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные воззрения в
чистом виде при строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929
года в Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов, он возводит здание,
которое по четкости форм и красоте примененных материалов представляет собой
одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат. В нем получила выражение
новая архитектурная концепция: создано расчлененное со свободно расположенными
стенками перетекающее пространство. Плоская крыша покоится на открыто стоящих
стальных стойках, поэтому ненесущие стены могут быть выполнены из стекла и других
тонкостенных материалов. Проект этого павильона принес ван дер Роэ мировую известность.
В 1930 году он построил жилой дом Тугендхата в Брэнне.
Когда в 1930 году Мис ван дер Роэ возглавлял Баухауз, он направил его деятельность
на изучение в первую очередь чисто формальных проблем. Несмотря на это, нацисты
сделали невозможной работу школы в Дессау. Мис ван дер Роэ вынужден был перевести
ее в Берлин, а затем, в 1933 году, распустить. В 1937 году он эмигрировал в США,
где годом позже был приглашен возглавить архитектурную школу ИТИ - Иллинойского
института технологии в Чикаго.
Спустя год после приезда в Америку он получает заказ на проектирование и строительство
Иллинойсского технологического института в Чикаго. Именно здесь определилась
главная архитектурная тема его построек американского периода - нерасчлененный
параллелепипед с вынесенным наружу каркасом. Одновременно с первыми зданиями
ИТИ Мис ван дер Роэ спроектировал и построил дом Фэрнсуорт в Фоке Ривер (Иллинойс,
1946-1950).
Самые известные небоскребы Мис ван дер Роэ: высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-Шоо-Драйв
(1951), Коммонуэлс променад (1957) отличаются лишь деталями от конторского здания
Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (1958).
Здание фирмы "Бакарди" по изготовлению рома в Мехико, пожалуй, самое
интересное в архитектурном отношении из творений Мис ван дер Роэ 1953 и 1964
годов. Обращает на себя внимание сознательное подчеркивание соотношения между
горизонтальными плоскостями, что чаще встречается в более поздних работах мастера.
В начале 1960-х годов, когда направление Мис ван дер Роэ исчерпало себя, он оставляет
преподавательскую работу в ИТИ. Крупнейшая его постройка этих лет - Музей современного
искусства в Западном Берлине (1968) - еще один вариант воплощения идеалов неоклассицизма
в утонченно разработанной металлической конструкции. Здание в Берлине - последняя
работа мастера, скончавшегося 17 августа 1969 года в Чикаго.
Кристаллические формы творений Мис ван дер Роэ были "приняты на вооружение" крупными
проектными фирмами США. На какое-то время они стали едва ли не обязательными
и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной
Европы.
|
.
страницы: |