|
Андреа Палладио родился в 1508 году в Падуе. Он формировался
как архитектор в среде, где серьезно занимались гуманистическими науками.
Палладио был учеником Фальконетто, его поддерживал и направлял Джан
Джордже Триссино, который сам занимался архитектурой и, будучи ученым,
всячески проповедовал точку зрения Аристотеля на трагедию.
Он стал практикующим архитектором достаточно поздно - около 1540 года. Вместе
с Триссино Андреа попал в 1541 году в Рим. Все творчество Палладио пронизано
сознанием двух вещей: того, что классический идеал - это высший и безупречный
образец гражданской жизни, и того, что к конкретному воплощению этого идеала
можно приблизиться, исходя из практических запросов и специфических условий,
учитывая местоположение и назначение здания. Таким образом, Палладио хотя и руководствовался
тем пониманием античности, которое было выдвинуто Мантеньей, но в своем подходе
скорее приближался к Веронезе, к его живому пониманию настоящего.
Совместное творчество этих двух мастеров стало одним из самых знаменательных
явлений XVI века. В виллах, построенных Палладио и расписанных Веронезе и его
учениками, живопись и архитектура органично сочетаются друг с другом.
Однако архитектура Палладио отнюдь не выражает олимпийское спокойствие. Творчество
Палладио, великого теоретика, может служить образцом и для работы архитектора-практика.
Палладио в основном работал в двух городах - Виченце и Венеции. Он спроектировал
одно общественное здание, много частных палаццо и театр в Виченце, несколько
церквей в Венеции, а также многочисленные виллы в прилегающих областях, в особенности
на холмах вокруг Виченцы. После поездок в Рим в 1545 и 1547 годах он работал
над проектом реконструкции Палаццо Публике (начатого в 1549 году).
Создавая в Венеции церкви Сан-Джорджо Маджоре (1565) и Иль Реденторе (1577),
Палладио отошел и от традиционной планиметрической схемы построения христианской
культовой архитектуры. Внутри они просторные и светлые, с боковыми капеллами,
со следующими одна за другой плоскостями стен и сводов, белизна которых подчеркивается
еще более светоносными частями интерьера. Архитектурной доминантой города является
собор Сан-Марко. Его купола кажутся сделанными из перламутра, необычайно высокая
колокольня, решенная в красном и белом цветах, выделяется на фоне неба.
Многие из воздвигнутых Палладио зданий в Виченце выходят на Корсо. Базилика -
это сердце Виченцы, а Корсо, проложенная на месте древней римской дороги, - ее
главная артерия. Их фасады в то же время являются стенами этой улицы, решенной
как архитектурное целое, открытое для транспорта, стремящееся вдаль, с небом
вместо свода. Все эти дома строились один за другим на протяжении тридцати лет,
и каждый имеет свое лицо, оригинальное расположение различных элементов классической
морфологии. Для Палладио эта улица была идеальным местом, где проходила жизнь
города, что еще раз подчеркивается в его последнем произведении - театре Олимпико,
на монументальной сцене которого открываются, в подчеркнутой перспективе, улицы
с величественной архитектурой.
Задуманные как перспектива улицы, фасады построенных Палладио зданий рассчитаны
на точку зрения или вдоль центральной оси Корсо - и тогда они выстраиваются в
анфиладу, - или же фронтально, снизу вверх. Почти у всех нижняя часть здания
решена просто, как пьедестал или цоколь, и лишь выше, там, где проем улицы лучше
освещен, размещаются колонны и пилястры.
Заказчиками Палладио были в большинстве случаев представители знатных семейств
Виченцы. Часто те же семейства, для которых Палладио проектировал новые палаццо
в городе, заказывали ему загородные виллы.
Виллы Палладио не похожи ни на замки, ни на места, предназначенные исключительно
для увеселений и развлечений. Они представляют собой большие загородные дома
с примыкающими подсобными помещениями. Планировка здесь открытая, сделана с учетом
особенностей ландшафта и климата. Образец загородной постройки - вилла "Ротонда" возле
Виченцы (около 1552 года) - классические формы храмовой архитектуры перенесены
в загородную усадьбу.
Палладио придавал важное значение, говоря современным языком, "функциональности
планировки".
Стремление к соразмерности и симметрии, характерное для многих произведений Палладио,
определяет план всего здания и каждого из фасадов. Правильные формы и строгая
композиционная симметрия придают законченный вид зданию.
В 1570 году Палладио опубликовал "Четыре книги по архитектуре". Эта
книга - итог эпохи небывалого расцвета архитектуры Возрождения, она содержит
полный свод знаний, доступных тогда архитекторам. В ней есть обмеры важнейших
исторических сооружений, проекты построек Палладио - ведущего архитектора своего
времени. Трактат дает массу практических рекомендаций по строительству, и главное
- в нем полностью изложена великолепная система пропорционирования, разработанная
Палладио и составившая его прижизненную и посмертную славу.
Долгое время принципы, изложенные в трактате, воспринимались зодчими как практическое
руководство. В течение трех веков архитекторы у Палладио черпали наиболее важные
сведения и рекомендации о том, как проектируются все виды сооружений и что делает
их облик гармоничным. В начале ХХ века к трактату обратились неоклассики, а в
России его влияние продолжилось до середины века - архитектура "сталинского
классицизма" строилась по канонам Палладио.
|
.
страницы: |