|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Поздняя готика в Испании и Португалии |
||||||||||
На рубеже 15 - 16 веков экономическая ситуация в Испании улучшилась. Соответственно стали в изобилии появляться причудливые дворцы, строившиеся по заказам аристократов и придворных. В числе самых выдающихся построек этого периода - окруженный каменной стеной Каса дель Кордон в Бургосе (1482-1492) и украшенный раковинным декором Каса де лас Кончас (Замок Раковин) в Саламанке (1512). Оба эти здания - городские дворцы с внутренними двориками; фасады их спланированы в соответствии с личными вкусами и пристрастиями богатых заказчиков. Однако довольно скоро светская архитектура - на несколько десятилетий раньше,чем храмовое зодчество - обратилась к более современным итальянским формам. Это очевидно, в частности, на примере дворцов в Когольюдо (ок. 1492?) и Ла Калаорра (1509 - 1512). Готические соборы 16 века В образцах храмового зодчества 16 века воплотились высшие достижения испанской готики. Тем не менее, кроме работы испанского историка искусства Фернандо Марьяса (1989), до сих пор не проведено ни одного сколько-нибудь полного исследования архитектуры как данного периода в частности, так и поздней испанской готики в целом. В то самое время, когда собор Святого Петра в Риме уже реконструировали по образцам классической архитектуры, в таких городах, как Саламанка, Сеговия и Паленсия, все еще появлялись великолепные новые соборы в стиле поздней готики, причем в Паленсии строительные работы, начатые в 14 столетии, продолжались без малейшего отступления от первоначальных стилистических особенностей. И вплоть до начала 18 века эти здания эпохи позднего Средневековья служили моделями для множества приходских церквей и капелл. Такую стойкую приверженность готическим принципам ни в коей мере не следует расценивать как признак отсталости. Многочисленные источники свидетельствуют о том, что в Испании равноправно сосуществовали два архитектурных языка: готический, который воспринимался как lo moderno (современный), и классический, заимствованный из ренессансных образцов, который именовался lo romano (римский). Тот факт, что готическая система не казалась старомодной, объясняется несколькими причинами. Во-первых, в Испании готическая архитектура не стала объектом нападок со стороны приверженцев классических принципов и не рассматривалась как “мрачное наследие Средневековья”. Готика как была, так и осталась “зрелищным стилем”. Вплоть до эпохи Филиппа 2 (1556 - 1598) она использовалась для прославления победы христианства над исламом и для утверждения могущества испанской короны. А во-вторых, позднеготическая испанская архитектура сумела приспособиться к зданиям нового типа - таким, как больницы и университеты. Сохранение традиционной системы не мешало обновлять ее и снабжать новыми функциями: такая модернизация воспринималась как усовершенствование прошлого. Тем не менее весьма вероятно, что именно эмблематические функции, которыми была нагружена позднеготическая архитектура, вызвали неприязнь к ней у отдельных аристократических родов. Так, введение классических форм в Испании тесно связано с деятельностью влиятельного семейства Мендоса,члены которого, покровительствуя итальянскому стилю и коллекционируя произведения ренессансного искусства, выражали свое отчуждение от королевского дома. Расцвет позднеготического храмового зодчества начался с возведения собора Санта-Мария в Асторге. Первоначально он представлял собой трехнефное здание без трансепта, но с тремя многоугольными апсидами, структурно соответствующее немецким моделям. Поразительное впечатление производит мощная вертикальная устремленность опорных столбов, которые поднимаются к самым сводам, не прерываясь капителями. Позднейшие добавления и перепланировка под руководством Родриго Хиля де Онтаньона придали этому зданию более “испанский” вид. Примечательно здесь также разнообразие форм звездчатых и сетчатых сводов. Соборы в Саламанке, Паленсии, Пласенсии (новое здание, датируемое 15 в.) и Сеговии принадлежат в целом к тому же типу: храм в Саламанке - трехнефный, с боковыми капеллами и прямоугольной восточной оконечностью, тогда как собор в Сеговии имеет полукруглую апсиду с венцом капелл. Ни в одном из перечисленных зданий нет выступающего за внешние стены трансепта. Строительству этих храмов предшествовали дебаты экспертов, носившие весьма актуальный характер. С этой целью были приглашены самые знаменитые архитекторы: Алонсо Коваррувьяс, Антонио Эгас, Хуан де Бадахоз и Хуан Хиль де Онтаньон, проекты которого были одобрены в Саламанке в 1512 (где он работал с Антонио Эгасом) и в Сеговии в 1525 году. После смерти Хуана Хиля в 1526 году руководство строительными работами в обоих этих городах взял на себя его сын, Родриго Хиль де Онтаньон. Большинством голосов, присоединившихся к Хуану Хилю, который уже прославился строительством собора в Севилье, было принято решение в пользу ориентации на позднеготический стиль. Так как соборы в Саламанке и Сеговии похожи друг на друга, будет резонно предположить, что, избрав моделью столь важный храм, как собор в Сеговии, капитул собора в Саламанке сделал выбор в пользу программной архитектуры. Типичная для готики “каркасная” структура собора в Саламанке придает внешнему виду здания монументальность, а просторному интерьеру – поразительную ясность форм в сочетании с пышным великолепием. При разработке проекта собора было отдано предпочтение базиликальному профилю с высокой аркадой, изящным ажурным парапетом над ней и ярко освещенным верхним рядом окон. Пучки колонн устремляются от пола прямо к сетчатому своду и представляют собой единственный, хотя и непревзойденный по своему великолепию, декоративный элемент здания, красота которого в остальном определяется конструктивными достоинствами. Поэтому не стоит удивляться, что в одном из саламанкских документов 1522 года мы встречаем возражения против попытки обогатить декор собора ренессансными мотивами: “Этот римский [quel romano] стиль, в котором Хуан Хиль [эль Мосо] выполнил дверь трансепта, – дурно проработан и выстроен [hordenado] и не согласуется с целым”. Совершенно очевидно, что автор этого высказывания критикует вовсе не мастерство ремесленника, а классический стиль вообще. Карл 1 (император Священной Римской империи, 1519 – 1556) своей строительной политикой в Гранаде задал новые направления в архитектуре. Однако вплоть до реформ Тридентского собора и возведения Эскориала храмовое зодчество Испанской империи оставалось позднеготическим. В других европейских странах – например в Англии, Фландрии, Германии и Франции – наблюдались схожие явления, однако параллели между этими процессами изучены еще недостаточно. Но тем более примечательно, что в Испании, после открытия Америки и в ходе связанных с этим событием миссионерских кампаний, символом всемирной христианской империи стал не гораздо более современный язык ренессансной культуры, а все тот же готический стиль, уже сыгравший аналогичную роль в борьбе против исламского мира. Португалия 14 - 15 века Цистерцианское аббатство в Алькобасе (начало строительных работ – 1178) – один из самых выдающихся и лучше всего сохранившихся памятников ранней готики в Португалии. Однако главный свой вклад в развитие средневековой архитектуры Португалия внесла позднее. В 13 – 14 веках инициаторами развития архитектуры здесь оставались главным образом монашеские ордена. И только с восшествием на трон просвещенного короля Диниша 2 (1279 – 1325) и его супруги Изабеллы Арагонской крупные строительные заказы начали наконец поступать от придворных и аристократов. Две главные постройки той эпохи связаны с именем мастера-каменщика Домингеса Домингеса, который явно пользовался королевским покровительством. В 1308 – 1311 годах он построил клуатр в Алькобасе и более значимую в архитектурном отношении церковь Санта-Клара-а-Велью в Коимбре (освящена в 1330). Для португальской готики, по духу преимущественно консервативной, в начале 14 века характерен массивный внешний вид зданий, все еще близкий к романскому типу. Именно так выглядит снаружи церковь Санта-Клара. Что касается интерьера этого трехнефного храма без трансепта, то он, впервые в истории португальской архитектуры, был полностью перекрыт сводами (в центральном нефе использованы цилиндрические своды со стрельчатыми арками); правда, бросается в глаза, что техника эта еще плохо освоена. Странно представить, что это здание, на 5 метров занесенное песками реки Мондегу, позднее послужило толчком к развитию португальской псевдоготики. |
. страницы: | |||||||||
|
||||||||||
. содержание: | ||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||
. архи.поиск: | ||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||
рaдизайн © 2004 | ||||||||||
|
© Барбара Борнгессер. Russian Gothic Project © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |