arch
Архивная версия / archive version:


Сайт Ольги Орловой переехал на www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 


Ольга Орлова home page
 


     Английская литература рубежа XIX - XX веков: Томас Гарди и Роберт Люис Стивенсон



Оглавление

Введение

Глава 1. Томас Гарди
Биографические истоки «романов характеров и обстоятельств» Томаса Гарди

1.2. Творческая эволюция Томаса Гарди: от викторианского реализма прозы к романтизму поэзии

1.3. Анализ романа Томаса Гарди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей»

Глава 2. Роберт Люис Стивенсон
2.1. Принцип «мужественного оптимизма» в жизни Р.Л. Стивенсона как основа неоромантической концепции его творчества


2.2. «Остров сокровищ» и поздние романы Р.Л. Стивенсона

Заключение

Библиография



Введение

Целью данного реферата является анализ творчества двух выдающихся английских писателей рубежа XIX-XX веков Томаса Гарди и Роберта Люиса Стивенсона. В работе рассматриваются точки соприкосновения творчества писателей с общим литературным процессом, а также выделяется то новое, что составляет их яркую индивидуальность.

При этом мы анализируем «биографические истоки» формирования особого – у каждого своего – творческого метода Т. Гарди и Р.Л. Стивенсона (этому посвящены первые параграфы каждой главы) и прослеживаем творческую динамику каждого из писателей. Особое внимание в реферате уделяется центральным и наиболее известным произведениям писателей «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» Т. Гарди и «Остров Сокровищ» Р.Л. Стивенсона. Однако эти произведения анализируются в контексте всего творчества каждого из писателей.

Актуальность темы обусловлена сходством в некоторых отдельных штрихах культурной ситуации, и в частности литературного процесса, в Англии рубежа XIX-XX веков с таковыми в России рубежа XX – XXI веков, то есть в современной нам России. Мы имеем в виду широкое распространение развлекательной, сюжетной литературы в отечественном текущем литературном процессе. В основном это, конечно, произведения массовой литературы, с которым сопоставлять творчество классиков мировой литературы нельзя. Однако в пестром ландшафте современной русской литературы можно встретить и произведения, созданные на грани массовой и элитарной литературы, например, серии романов Бориса Акунина.

При этом также не следует забывать о том, что и сами ныне классики мировой литературы зачастую шли на компромиссы с публикой и издателями, писали с учетом рыночной конъюктуры.

Так, известно, что Т. Гарди, в начале своего творческого пути решавший проблему выбора между поэзией и прозой, признавал поэзию более высоким и достойным занятием, но осознавал, что современное ему общество требует романов и читает их с большим удовольствием. При этом не сумев опубликовать свой первый политически радикальный роман (1868), он уничтожает рукопись, и пишет следующий с учетом запросов рынка и читающей публики – «Отчаянные средства» (1871).

И также известно, что Р.Л. Стивенсон первоначально печатал свой роман «Остров сокровищ», принесший ему в дальнейшем мировую известность и титул классика, в респектабельном детском журнале «Янг Фолкс» среди банальных, «массовых», как их бы сейчас определили, произведений.

Таким образом, речь идет, на наш взгляд, об исходной схожести, с одной стороны, ситуации существования литературы в Англии рубежа XIX-XX веков и в России рубежа XX – XXI веков, а с другой стороны, интересов читающей публики. Известно, что в рубежные эпохи, наиболее сложные в социальном и культурном отношении, публике в ее читательских пристрастиях свойственно тяготение к двум полюсам. Во-первых, к экзотике странствий и приключений, в частности приключений любовных, или к фантастике (как тут не вспомнить современный широко распространенный жанр фэнтези), чтобы забыть о пугающей действительности. Во-вторых, к социальной литературе (которой сегодня, на наш взгляд, соответствует жанр современного социально ориентированного детектива), чтобы эту действительность познать и осмыслить.

Таким образом, проблема литературы рубежа веков и культурных эпох придает рассмотрению сегодня творчества Т. Гарди и Р.Л. Стивенсона актуальность. Однако в нашем реферате мы попытаемся акцентировать творческую уникальность каждого из этих писателей, делающую их произведения актуальными во все времена.

Так, мы попытаемся разрешить парадокс творчества Т. Гарди: он – романист XIX века и поэт XX века. Внешне это проявляется в распадении его шестидесятилетней литературной карьеры на две равные части: первые тридцать лет (в XIX веке, 1868–1897) отданы прозе (14 романов и 3 сборника рассказов), последующие (в XX веке, 1898–1928) – поэзии (8 поэтических сборников, эпическая драма в стихах и прозе, стихотворная трагедия и только один сборник рассказов). Совершившийся как раз на рубеже веков переход Гарди к поэзии – соответственно к новой поэтике – поставил его в двойственное положение по отношению к XX веку: с одной стороны, «Великого старца», хранителя и завершителя «больших стилей» XIX века (викторианского реализма в прозе, романтизма в лирике); с другой стороны, зачинателя – «отца современной поэзии» (Дж.Григсон).

И попытаемся разрешить парадокс творчества Р.Л. Стивенсона, который в читательской памяти нередко оказывается автором одной книги. Называют имя Стивенсона и вслед за ним, как исчерпывающее его пояснение, - «Остров Сокровищ». Особая популярность «Острова Сокровищ» в школьной среде укрепила за произведением Стивенсона репутацию книги открытой и очень доступной, а за ее автором - славу литератора, пишущего для юношества. Подобное обстоятельство побуждает видеть в этом романе, как и в творчестве Стивенсона вообще, явление более простое и по значению своему довольно узкое (приключения, увлекательность, романтика) в сравнении с действительным его смыслом, реальным значением и воздействием. А между тем известно, что сложнейшие узлы многих литературных проблем на английской почве сходятся как прежде, так и теперь к творчеству Р. Л. Стивенсона. И когда, например, крупный писатель XX века Грэм Грин ставит это имя в ряд наиболее влиятельных своих учителей, такой жест на первый взгляд кажется неожиданным и даже произвольным: Грин - новейший психолог, предпочитающий для наблюдений теневую сторону душевного мира, и Стивенсон - создатель столь «легкой» книги, вроде «Острова Сокровищ»? Чтобы понять выбор Грэма Грина, чтобы проследить линии соединения таких фигур, как Достоевский и Стивенсон, или связи Стивенсона с Теккереем, с Уолтом Уитменом или же с Уилки Коллинзом, чтобы уяснить своеобразие Стивенсона и его значение, надо вспомнить о нем - авторе многих других, кроме «Острова Сокровищ», книг и разобрать пристальнее романтику в творчестве и, возможно, жизни.

 

 

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая
   страницы:
1← | 2 | 3 | 4
| 5 | 6 | 7 | 8
| 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21
следующая страница
    
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га



Hosted by uCoz