arch
Архивная версия / archive version:


Сайт Ольги Орловой переехал на www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 


Ольга Орлова home page
 


     Английская литература рубежа XIX - XX веков: Томас Гарди и Роберт Люис Стивенсон



     Заключение  

Таким образом, основным завоеванием английских писателей рубежа XIX-ХХ столетий является трансформация, «взрыв изнутри» «больших стилей» викторианского реализма и романтизма английской литературы начала XIX века. Углубленный психологизм и философская обобщенность образов – одна из основных черт творчества преодолевших рамки викторианского реализма и романтизма Т. Гарди и Р.Л. Стивенсона.

Уступая великим романистам первой половины XIX века Вальтеру Скотту, Диккенсу и Теккерею в широте изображения общественной жизни и социальных противоречий, либо и просто отказываясь от изображения таковых, Т. Гарди и Р.Л. Стивенсон переносят акцент на психологию человеческих характеров, философию человеческих судеб.

Так, семь основных «романов характеров и среды» Гарди выделяет их необычная для XIX века локализация. Они объединены не просто общим местом действия (Дорсетшир, шире – юго-запад Англии), но и общим локальным мифом, начинающимся с анахронистической литературной топонимики: юго-западным графствам даётся имя древнего англосаксонского королевства – Уэссекс. Это, по словам Гарди, «наполовину существующий, наполовину выдуманный край»: «существующий» в «данном времени» (середина XIX века) как плотная социальная среда, развёрнутая со скрупулёзно «дробным вниманием» к деталям хозяйства и быта; «выдуманный», то есть перенесённый в мир архаики, присутствующего прошлого. Присутствие это обнаруживается и в сюжете, и в предметном фоне, и в ряду риторических фигур: коллизиями сюжета управляет магическая власть старинных обычаев и суеверий, вещи уходят корнями в былые века, библейские и античные аналогии возвышают привычные явления. А на первом плане «уэссекских романов» – мифологизированная природная среда, в которой открывается бездна космического времени.

Бескомпромиссность «уэссекских романов» – в их философской топике: чем ближе поворот к поэзии 1896–1897 годов, тем явственнее пессимизм Гарди. Отсюда и изменение жанровой ориентации его романов. Первый («Под деревом зелёным», 1872) тяготеет к пасторали: сюжет соответствует смене времён года, действие лишено конфликта и «протагонистов», герои – деревенская община как единое целое. Второй («Вдали от обезумевшей толпы», 1874) – на полпути от пасторали к драме: община разделяется на «протагонистов» и «хор», гармония – в прошлом («весёлые правила хорошей жизни идут ко всем чертям»), конфликт разрешается компромиссом. Третий («Возвращение на родину», 1878), четвёртый («Мэр Кэстербриджа», 1886) и пятый («В краю лесов», 1887) стремятся к трагедии: характеры становятся исключительными, обстоятельства – роковыми, голоса «хора» – тревожными, развязки – катастрофическими.

Типический, социально-детерминированный мир обретает измерение «истинно софокловского величия» (Гарди), метафорически и ассоциативно приравнен к миру «богов и героев». Так, Юстасия – «сырой материал божества», в Клайме «сверкает» «божество, позорно закованное в тюрьму человеческой плоти» («Возвращение на родину»), Джайлс – «лесной бог», «брат осени» («В краю лесов»), Хенчард сопоставим с Эдипом, Саулом и королём Лиром («Мэр Кэстербриджа»); им противостоит среда как «хитроумный механизм, который создан богами для сведения к минимуму человеческих возможностей улучшения жизни» («Мэр Кэстербриджа»); «им требуется вся их сила, чтобы бороться с сокрушительными ударами, коварной изобретательностью, постоянно возрастающей злокозненностью судьбы» (В.Вульф).

В шестом и седьмом «уэссекских романах» («Тэсс из рода д'Эрбервиллей», 1891; «Джуд Незаметный», 1896) трагедия приобретает актуальность и остроту памфлета. На месте протагониста здесь – «современный человек»; он – жертва, лишённая трагического величия, обречённая уничтожению под действием общественной системы и мирового порядка. Общественный принцип представлен как пародия на дарвиновский «естественный отбор»: вместо закона – губительная власть предрассудков и эгоистическая конкуренция, в которой лучшие проигрывают. Принцип мирозданья представлен как пародия на провидение: вместо «целесообразного действия Высшего Существа» – власть Случая, бессмысленно играющего человеком (см. в финале «Тэсс»: «Правосудие» свершилось, и «глава бессмертных» [по выражению Эсхила]) закончил игру свою с Тэсс. Так даёт себя знать «мистическая рана» Гарди (Р.П. Уоррен) – болезненное осознание мира как «безразличного и богооставленного» («Мир не презирает нас, он только пренебрегает нами»; «человеческое существование не такая уж ценность в нашем равнодушном мироздании»). А Стивенсон, безусловно, - один из крупнейших представителей романтической и эстетической реакции против реализма первой половины XIX в. (Диккенс, Теккерей и др.), наступившей во второй половине Викторианского периода. Отталкиваясь от «великих реалистов» XIX в., Стивенсон отказался от разработанной ими структурной техники романа. Стивенсон сознательно обращался к приемам романов В. Скотта, Смоллета и даже Д. Дефо, талантливо используя их приемы повествования, стремясь также спрятать себя за своими действующими лицами. Однако Стивенсон преодолел романтизм английской литературы начала ХIX века, трансформировал его в более сложный и многогранный художественный метод неоромантизма. Так как романтизм начала века, как ни порывал он с канонами классицизма, все же во взгляде на личность и ее отношения с обществом зачастую не мог преодолеть схемы. Романтический герой обычно представал «лучшим из людей», высоко поднявшимся над средой, оказывался жертвой общества, был ему противопоставлен, внутренние их связи оставались скрытыми, или предполагалось, что они отсутствуют вовсе. В самой личности и в общественной среде добро и зло располагались по принципу контраста. Стивенсон отказывается от подобной трактовки сложной проблемы. В «Воспоминаниях о самом себе», написанных в 1880 году, Стивенсон вспоминает, как его волновала проблема героя. «Стоит ли вообще описывать негероические жизни?» - спрашивал он себя. Сомнения разрешились в ходе размышлений писателя над своей юностью. «Нет людей совершенно дурных: у каждого есть свои достоинства и недостатки» - в этом суждении одного из героев Стивенсона, Дэвида Бэлфура, выразилось убеждение самого писателя. Так и художественное произведение, о котором можно сказать, что оно живет и будет жить, по мнению Стивенсона, соединяет в себе правду жизни и идеальное в ней, является «одновременно реалистическим и идеальным», как сформулировал он избранный им принцип художественного творчества в краткой статье «Заметки о реализме».

Таким образом, заостренность психологического анализа, признание и изображение жизни во всей ее многогранности и глубине подтверждает актуальность творчества Т. Гарди и Р.Л. Стивенсона и сегодня, в XXI столетии, когда на смену господствующему технократическому мышлению придет гуманитарное развитие человечества с истинным пониманием высшей духовности и гармонии.

 


 
Библиография
 
•  Брандес Г. Английская литература, Киев, 1903. •  Бродский И. С любовью к неодушевленному /Четыре стихотворения Томаса Гарди // «Звезда», №5, 2000. •  Бурцев А.А. Английская литературная сказка конца 19 - начала 20 века. Якутск, 1991. •  Бурцев А.А. Проблема неоромантизма и развитие жанра рассказа в английской литературе конца XIX - начала XX века. М., 1987. •  Васильева И.Н. Шедевры английского готического рассказа : Пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. И. Н. Васильева ; Худож. В. В. Медведев]. Т. 1. Голос в ночи, 1870-1913 М.: Слово, 2003. •  Венгерова З. Р.-Л. Стивенсон, «Cosmopolis», СПБ, 1897, № 11 и 12. •  Гарди Т. «Тэсс из рода д'Эрбервиллей», М., 1987. •  Гарди Т. Тэсс из рода д'Эрбервиллей. Пер. - А.Кривцова. М., 1983. •  Геттнер Г. Т. История всеобщей лит-ры XIX в. Английская лит-ра, пер. Пыпина, М., 1868. •  Демурова Н. Томас Гарди, прозаик и поэт (предисловие к произведениям Т. Гарди)//Гарди Томас. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1 М., 1989. •  Жюссеран К. История английского народа в его литературе, СПБ., 1898. •  Зарубежная литература XIX века Романтизм : Хрестоматия ист.-лит. материалов [Сост. А. С. Дмитриев и др.] М.: Высш. шк., 1990 •  Зенкевич М., «Остров сокровищ» и его автор// Стивенсон Р. Л., Остров сокровищ, М., 1935. •  Зоркин В.И. Пиратский клад О кладах и кладоискателях, о пиратах разных времен и народов : [Сборник Сост. и авт. вступ. ст., с. 3-25, В. И. Зоркин] Иркутск: Ред.-изд. центр ГП «Облинформпечать», 2004 •  Ивашева В. «Век нынешний и век минувший...» Англ. роман XIX в. в его современ. звучании М.: Худож. лит., 1990 •  История зарубежной литературы конца 18 начала 19 века., М., 1991. •  Каратыгина Н. Творчество Стивенсона// Стивенсон Р. Л.. Похищенный. Катриона, М. — Л., 1930. •  Костин М. Драйзер Т.и Гарди Т.// Тезисы докладов конференции «Литература в контексте культуры». – М., 1998. – С. 48–49. •  Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе : Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон Владимир Набоков; [Пер. с англ. Бернштейн И. М. и др.] М.: Независимая газ., 2000 •  Новопрудский В.Д. Золотой жук Зарубеж. приключен. новелла : [Перевод Сост. В. Д. Новопрудский; Худож. К. Ишин] Ташкент: Изд.-полигр. об-ние «Камалак», 1991 •  Проскурин Б.М. Из истории зарубежной литературы 1830-х-1870-х годов / Б. М. Проскурин, Р. Ф. Яшенькина ; Перм. гос. ун-т. [Вып. 2]. Пермь, 1994. •  Проскурнин Б.М. Английский политический роман XIX века : Очерки генезиса и эволюции Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000 •  Скороденко В.А. Дом англичанина Англ. классич. новелла : [Перевод Сост. и вступ. ст. В. Скороденко; На фронтисписе рис. С. К. Джонса] М.: Моск. рабочий, 1989 •  Смирнова Н.А. ЭВОЛЮЦИЯ МЕТАТЕКСТА АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА: БАЙРОН-УАЙЛЬД-ГАРДИ-ФАУЛЗ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М.-2002. •  Стивенсон Р. Л. // Стивенсон Р. Л., Собр. соч., т. I, СПБ, 1901. •  Стивенсон Р.Л. Английская новелла [Пер. с англ. Послесл. Ю. Ковалева, с. 530-556] М.: Изд. центр «Терра», 1997 •  Стивенсон Р.Л. Клуб самоубийц / Роберт Льюис Стивенсон М.: Стрекоза-Пресс, 2002 •  Стивенсон Роберт Луис Ночлег Франсуа Вийона; Клуб самоубийц; Остров сокровищ; Черная стрела; Странная история доктора Джекила и мистера Хайда; Владетель Баллантрэ; Сатанинская бутылка: [Пер. с англ.] М.: АСТ;: Пушк. б-ка, 2003 •  Стивенсон Фэнни Четыре года на Самоа [Дневник жены Р. Л. Стивенсона и отр. из его писем : Пер. с англ.] Ф. Стивенсон, Р. Л. Стивенсон; [Отв. ред. и авт. предисл., с. 3-22, и примеч. Д. Д. Тумаркин] М.: Наука, 1989 •  Тэн А. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы, СПБ., 1876.

 

 

ra design studio
nt-n.da.ru
e-почта o-rl@mail.ru
гостевая
   страницы:
1 | 2 | 3 | 4
| 5 | 6 | 7 | 8
| 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21
следующая страница
    
галерея денег
центр исследования хаоса
ШтоРаМаг
  © Ольга Орлова Газета Га



Hosted by uCoz