проза
стихи
графика
Статьи
другое
    Василина Орлова     
 


От судеб защиты нет


стр. 2

 

  почта
  форум
  ссылки

 

 

1
2

Товарищи его посмеиваются на ветру, прячут от снега цигарки-самокрутки с ядреным самосадом, из деревни привезенным. Вольный человек, семья его не тяготит, живи для себя, знай.

-Которые с детьми, тем поганей, - серьезнеет дядька Павло. – Им завсегда надо одно-друго-третье. Но больше того, - он поднимает палец вверх, пожелтевший от никотина, - внимания им требуется. А вот у здешних мужиков – хоть у кого вот спроси – часто их дети видят?

Озираюсь. Поубавилось веселья на лицах. Вот один, в шапочке петушком с надписью «спорт», сплюнул в снег и отошел.

 

МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ – НЕМЫ

Теоретически трудоустройством иностранцев занимаются специальные службы и агентства. Оборотистые дельцы давно усекли дисбалансы в экономике, демографии и прочем таком, энергично развернулись на торговле живым товаром. Может и слишком смелое сравнение, но суть заключается в том, что и этот дядька Павло, и Миша, и сотни других людей находятся в безраздельном владении самых разных мелких фирм, фирмочек, которые кровно заинтересованы в том, чтобы гастарбайтеров было побольше, а контроля в этой сфере поменьше. Тогда они цари, тогда они правят бал.

На таможнях сопредельных стран следят за тем, сколько людей пересекает границу. По этим данным выходит, что односторонний, так сказать, переход нередок, более того, въезжает в Россию на порядок больше людей, чем потом возвращается на родину.

Многие фирмы, занятые трудоустройством, просто забирают у людей паспорта, и практика эта также общеизвестна. А что такое приезжий без паспорта в столице? Это значит, что он ежедневно рискует нарваться на не самое дружеское отношение со стороны милиции; в случае какого-нибудь несчастья останется неопознанным. Он подневольная, бесправная рабочая сила. Раб современности. Помните, в тетрадках писали: «Мы – не рабы».

Не рабы-то – не рабы, но опять, ведомые идеями свободного, открытого общественного устройства, мы попали в какое-то другое. Похоже, общество не осознает, какой на этот раз рубит под собой сук. На край какой пропасти оно вышло и остановилось, - свихнувшееся дитя, свесившее ножки в пустоту. За явлением «гастарбайтерства» всякий социолог, политик увидит значимую тенденцию, и если он находится в здравом уме, адекватен, то обязан по крайней мере насторожиться, обеспокоиться, хотя бы исследовать проблему, не то что забить в набат или предложить реальные подходы к ее решению. Увы, мы не замечаем проблемы. И не только этой. Слишком много их, а мышление у нас не системное, не может справиться с лавиной противоречивой информации, выдать хотя бы какое-то своевременное решение. Ждем, так сказать, пока жареный петух в одно место не клюнет.

Как выстраиваются отношения моих новых знакомых с москвичами?

-Насчет жителей обиды не имею, - делится независимо дядька Павло. – А вот насчет чего хотел бы тему затронуть...

-Как в телевизоре говорит, - восхищенный одобрительный возглас за спиной.

Дядька Павло, польщенный, делает вид, что это его не касается:

-Я вот что хотел. Слушал тут передачу на радио, что или мы Россию кормили, или она нас. Так вот еще вопрос, кто кого кормил. Россия – она большая...

-А сейчас что получается, кто кого кормит?

-Ну а счас, счас вот так выходит – каждый сам за себя.

Попавшие в этот круг – замкнуты и угрюмы. Они не уверенны в себе и одновременно знают, что полагаться могут только на самих себя.

Ну, эти ладно. Но ведь есть тысячи, кто не смиренен, едет не только за легальным заработком. Кстати говоря, разберемся в самом слове «гастрарбайтер». Собственно, это значит рабочий-гость, или приглашенный рабочий. Но поскольку у нас их никто не приглашал, то продолжение проблемы гастарбайтеров – проблема «приглашенной» преступности в столице. Так сказать, приезжей преступности. Мы уже привыкли к сюжетам из «Дорожного патруля», когда нам на опознание ежевечерне выставляются выходцы из самых разных мест бывшего Союза. Одни подламывают квартиры, другие выбивают долги, третьи просто промышляют разбоем или «кидаловом». Да из таких, как ребята на Ярославке, на выездах по другим шоссейкам не то, что бригаду, дивизию можно собрать. Под выполнение любой задачи. Нашлись бы только желающие объединить это разноплеменное сообщество, вдохновить и повести...

Их больше, чем мы думаем. Ведь это далеко не только сезонные рабочие, прибывающие в строительное, так сказать, время года. Помимо строительных, есть еще целый перечень черных работ, не требующих особой квалификации. Существует официально установленная квота иностранных рабочих в пятьдесят тысяч человек, и под этот лимит подпадают все, кто прошел официальную регистрацию, кроме рабочих из Белоруссии, оттуда резиденты прибывают без признания их иностранцами согласно какому-то там договору. И этот предел не превышен, опять-таки по официальным данным. Жаль только, что, как известно, официальные данные в таких случаях грешат излишней скромностью.

Я искала какой-нибудь более представительный департамент в Москве и федеральном правительстве, кто бы уровнем повыше, чем Миграционная служба, занимался этой проблемой. По большому счету, она из рук вон серьезна, пора бы уж приняться за ее решение. И не как-нибудь, между делом, а на федеральном уровне. Но у нас, увы и ах, ничто друг с другом не согласуется. Власть действует как разлаженный механизм, правая рука понятия не имеет о том, что делает левая. И в данном случае каждой отдельной темой в общей ситуации занимается свое, отдельное, ведомство. Временной регистрацией – милиция, общими понятиями – Миграционная служба, контролем фирм – налоговая инспекция. А тем, что касается всего остального, - вообще никто.

У гастарбайтеров в нашей стране не существует профсоюза. Значит, некому защищать их интересы в столкновениях с работодателем.

Прихворнув или, не дай бог, получив производственную травму, человек не только не получит никаких бюллетеней по болезни, его просто вышвырнут на улицу безо всякого пособия. А поскольку трудовой книжки у него и в заводе нет, то, живя сегодняшним днем и имея за плечами пять-десять лет нигде не учтенного стажа, он не вправе будет рассчитывать на выплату пенсии. Ни России, ни уж тем более своей родной стране как полноправный и свободный гражданин он не нужен. А нужен как безответная рабочая сила, только и знающая тяжелый труд.

У навязшего в ушах безграмотного эвфемизма – лицо кавказской национальности – автор многочисленный, многоголовый. Подходят под это «определение» и чеченцы, и дагестанцы, и грузины с абхазами, и даже эфиопы.

-Черноты больно много развелось! – Бурчит старуха на рынке.

Спросите себя, читатель, не мелькала такая же мысль у вас самого? При том, что вы далеко не безграмотная темная старуха, а человек образованный.

Так и живем. Проблема есть, реакция на нее в обществе, как говорится, - на лицах читается. А что делать, каким путем ее решать, никто не знает. И похоже, желающих узнать особенно-то и нет.

Есть идол, на которого уповаем, миф нашего времени – загадочная такая саморегуляция. Когда никто не может или не хочет ничего сделать – разводит руками, лепит на лице проникновенное выражение и изрекает: общество, дескать, все равно саморегулируется. Ну, вспыхивают среди людей шовинистские настроения – и это в том числе естественный рычаг управления ситуацией. Природный, если можно так выразиться. Кто-то из этих приезжих, бедолаг, проходимцев, наемных рабочих в процессе, стало быть, самоустранится, отдельные везунчики сменят социальный статус на более высокий... Я так понимаю, саморегуляция – это нечто вроде естественного отбора, только переложенного на социальный мотив и соответствующим образом где надо закругленного. И то сказать, в обществе, где каждый сам за себя, может ли быть иначе?

 

 

© Василина Орлова
оформление   © Семён Расторгуев

«Литературная Россия», №20 14.05.2004
адрес статьи: http://city-2.narod.ru/vs/p23.html


 
 
 

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2005



→ следущая статья  

   
   
Hosted by uCoz