|
А ведь во время монтажа его нельзя изменить — ни по форме, ни по размерам, как, например, режущиеся деревянные и металлические конструктивные элементы. Железобетонный элемент должен быть сконструирован и изготовлен на заводе точно и "знать" свое место в конструктивной системе здания.
Чтобы строительные элементы из железобетона соответствовали выполняемой ими задаче, специалисты разработали системы модульной координации. Ее можно охарактеризовать как процесс координирования, совмещения дискретности стандартных элементов зданий с дискретностью жизни, материализующейся в архитектуре.
Представьте себе пальто, на котором пуговицы пришиты не на уровне петель. В лучшем случае мы можем застегнуть пальто на одну пуговицу, рискуя при этом нарушить гармонию своего туалета. Во избежание такой ситуации в стандартизации приводятся в соответствие форма и планировочные размеры помещений с формой, размерами и другими параметрами индустриальных изделий на основе единого модуля — своеобразной индустриальной системы измерения.
В советских нормах, в рекомендациях Постоянной комиссии по строительству СЭВ, модульной комиссии Международного совета по строительству и в стандартах, принятых СЭВ, установлен модуль, равный 10 см. Все размеры помещений и индустриальных изделий должны быть кратными модулю 10 см. Проще говоря, они должны делиться на модуль без остатка. Для удобства проектирования приняты также укрупненные модули, формирующие две группы последовательного удвоения. Первая группа: ЗМ=30 см; 6М = =60 см, 12М =120 см; вторая группа 15М=150 см,ЗОМ = -300 см, 60М=600 см. При проектировании же малых размеров и мелких конструктивных элементов (толщина стен, ширина столбов и т.д.) назначается модуль, равный 5см (1/2М).
Практический, архитектурный смысл модульной координации заключается в том, чтобы, применяя индустриальные изделия, обеспечить минимальные их отклонения от задаваемых в архитектуре планировочных размеров и норм. Предположим, что комната по нормам должна иметь ширину (в осях стен) 243 см. Это число не делится без остатка на 10 и не кратно никакому из установленных модульных параметров. Но 240 или 250 см кратны модулю. Корректировка происходит в пределах 10см, т.е. принятая модульная система очень "гибкая", с большой степенью приближения к задаваемым планировочным параметрам.
Здесь возникает другая, не менее сложная проблема — рост количества типовых изделий с повышением вариантности архитектурных форм. В идеале нужно стремиться к минимуму типовых изделий, но не за счет снижения планировочных и эстетических качеств архитектуры. Если типы изделий будут следовать градации хотя бы в 10 см, то их появится такая масса, что заводы не сумеют осилить их производство. Не всегда и нужна такая точность. Многие изделия употребляются редко, а их производство требует специальных машин или особых нестандартных приспособлений к машинам. Вот почему и вводятся укрупненные модули.
Разработке системы укрупненных модулей предшествовала большая и кропотливая работа по отбору типовых, наиболее часто встречающихся архитектурно-планировочных решений. Это позволило в целом предотвратить прогрессирующий рост модульных размеров конструкций. Однако в пределах каждого модульного размера растет число так называемых типоразмеров и марок. В типоразмерах в пределах одних и тех же габаритов учитываются конструктивные изменения деталей (толщина панелей, конструкции стыков и т.д.), соответствующие положению, например, одинаковых по размерам панелей в структуре здания: в середине, в торцах, около лоджий, в зоне поворотов, выступов (ризалитов), окон, дверей и т.д. В марках же отражается различие в системе армирования или количестве арматуры, в размещении отверстий для пропуска коммуникаций, расположении закладных деталей для сварки и т.д.
При "открытой" системе проектирования, например, на основе планировочного модуля ЗМ=30 см для проектирования панельных зданий потребовалось бы 236 координационных модульных размеров основных панелей и около 2000 марок. В случае же применения 1М ~ =10 см, их число увеличилось бы, соответственно, до 1500 и 12 000 шт. Поэтому для сокращения типоразмеров необходим дальнейший отбор предпочтительных размеров. Но размер шага должен быть таковым, чтобы в результате деления его перегородками получались комнаты хороших пропорций. Крупный шаг несущих стен не способствует пластике объемов зданий и их фасадов, что можно компенсировать "шарнирами" — межсекционными соединительными вставками.
Вариантность архитектурных решений зависит и от выбора модульной сетки — квадратной, подобной миллиметровке, подчиненной одному модулю, или прямоугольной, разномодульной по вертикали и горизонтали. Используется и комбинирование модульных сеток — наложение их одна на другую, что в определенных сочетаниях дает непрерывный ряд модульных размеров. Например, при двух координируемых модульных размерах 120 и 150 см их сочетание, начиная с 360 см (критической точки), приводит к возникновению непрерывного ряда, кратного ЗМ: 360; 390; 420; 450; 480; 510; 540; 570; 600.
Модульная координация формирует самые различные пропорциональные соотношения, кратные соотношениям чисел 2:1; 3:2; 4:3, квадраты этих соотношений и другие их производные. Из чисел, кратных модулям, можно составить пропорциональный ряд Фибоначчи (см. гл. !У, с. 100).
Рассмотренные пропорциональные отношения обнаруживаются в шедеврах архитектуры. Они применялись зодчими интуитивно или сознательно. Например, простыми отношениями чисел оперировал математик и архитектор Франсуа Блондель, построивший известные триумфальные ворота Сен-Дени в Париже (1672) . Исследования древнерусских памятников архитектуры также обнаружили простые отношения чисел. Многие исследователи утверждают, что пропорции греческого храма Парфенона подчиняются золотому сечению и т.д.
Возникает вопрос: в чем же тогда проблема стандарта? Можно сказать, что она уже решена. Вариантность -алицо, гармонические пропорциональные ряды также аложены в действующей модульной системе — остается только строить удобные и красивые дома. Однако •«то-то не очень часто это получается! До сих пор мы € можем выбраться из заколдованного круга однообразия, хотя успехи здесь несомненны и учеными много _ггано в области модульной координации.
По проблеме вариантности стандарта необходимо сказать следующее.
Начнем с "конца", с проблем гармонии и красоты. Мы не сомневаемся в том, что из различных хнетаний модульных размеров можно вывести гармо-ряды. Но пока в системе модульной коордии они находятся в скрытом состоянии, грубо выра-«зясь, перемешаны: одна система пропорций не отделена от другой. В таком же состоянии они находятся и в «строенном здании — в случайных сочетаниях, в хаосе. Так, лицо человека может состоять из очень красивых остей (красивые нос, глаза, губы), а в целом быть -«красивым и даже уродливым. Почему? Да потому, то каждая отдельная его часть живет по своим законам «расоты, а все вместе они не гармонируют, не подчиняются закону красоты целого. Думается, дальнейшая забота над проблемой модульной координации должна включать в себя составление гармонических рядов разеоов изделий. Тогда мы получим гармонию целого, - здания, что даст возможность перейти от гармонии зданий к гармонии комплекса.
Однако хорошо найденные пропорции не исчерпывают художественно-эстетических поисков в архитектуре. расота архитектурной формы характеризуется и друми эстетическими параметрами: пластичностью, выразительностью, динамичностью, образностью и т.п., зыражаемыми не только пропорциями, но и другими 'эрмоническими закономерностями — характером формы, симметрией, асимметрией, тектоникой и т.д. Поэтому при создании индустриальных изделий необходимо /читывать и эти факторы, если мы хотим, чтобы архитектурные формы были эстетически выразительными.
Отметим еще один недостаток системы модульной координации: она абстрактна, безотносительна к параметрам человеческой жизни. Это выражается в числе 10 — отправном модуле и его производных. Какое отношение оно имеет к нашей жизни? Почему не 4, не 8, не 12? Получается фетишизация числа 10, целиком и полностью основанная на удобстве деления чисел. Далее, модульная сетка дает основу лишь для построения прямоугольных, квадратных и кубических форм, определяемых прямым углом. Но сложная жизнь человека не может этим ограничиться. Доказательством служат криволинейные дорожки, которые прокладывает человек, когда его не связывают прямыми углами. Модульные размеры не согласованы ни с психофизиологией человека, ни с его биологическими ритмами.
Попытка согласовать стандарт в архитектуре с человеческими параметрами была осуществлена известным французским архитектором Ле Корбюзье на основе созданного им Модулора, о чем уже говорилось.
И все-таки эта отнесенная к человеку модульная система не нашла широкого применения на практике, потому что она ограничена лишь пропорциями (да и то не всеми) и не связана многочисленными требованиями, предъявляемыми к архитектуре, о которых мы говорили. Кроме того, Ле Корбюзье взял за основу человека ростом 183 см, что в известной степени случайно. Производные модули мало соответствуют женскому росту. Отсюда скоординированное с Модулором кухонное оборудование, мебель и т.п. неудобны для женщин.
Модуль в системе архитектурного стандарта должен быть величиной, соотносимой с архитектурой в широ-
ком смысле слова (включая человека, технику, индустриализацию, взаимосвязь с природой и т л.) Основным качеством модульной системы должна стать гибкость по отношению ко всем параметрам, отражающим задачи архитектуры. Модульная система должна быть заложена не только в размерной сетке, но и в различии форм стандартных элементов — не только плоских и прямоугольных (около прямоугольных элементов компонуются только прямоугольные формы), но и сложных, пространственных, с учетом положения этих элементов в пространстве, порядка сборки и конструирования узлов, обеспечивающих разнообразные сочетания и т.д. Использование в архитектуре стандартных элементов с пространственными формами может дать живописные и пластичные композиции.
Мы уверены, что стандарт может и должен стать гармонизирующим элементом архитектуры, соединяющим в гармоническое целое все ее элементы и сообщающим ей красоту.
|
.
страницы: |