|
ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА
Искусство времени XVIII династии ( 16 - 15 вв. до н. э. )
Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы
лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и
наиболее известные архитектурные памятники.
Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутый прямоугольник.
Фасад был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная
сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись
высокие мачты с флагами. Перед пилоном ставились два обелиска и колоссальные
статуи царя. За пилоном находился открытый двор, окруженный колоннадами,
и само здание храма, заключавшее в себе несколько колонных залов, молельни
со статуями богов и подсобные помещения (библиотека, кладовые и др.).
Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю
часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов, допускавшее
их естественное освещение, получило в храмах Нового царства широкое применение
и явилось наряду с усилением роли колоннад и скульптур отличительной чертой
храмовой архитектуры этого периода.
К подобному типу относятся самые крупные храмы Нового царства, в том числе
и оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.
Первый из них был главным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем
страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший как
бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались
сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв,
имена царей. С другой стороны, Карнак является и важным источником для
изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали
лучшие мастера, а в его залах стояло множество статуй.
Поскольку Карнак строился в течение веков различными зодчими, естественно,
что он уже к концу XVIII династии представлял собой сложный комплекс.
Первым крупным этапом в строительстве Карнака следует считать сооружение
в конце 16 в. при фараоне Тутмосе I большого храма, построенного знаменитым
зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона. Перед
ним стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий,
но широкий колонный зал, далее– пилон меньших размеров, затем - прямоугольный
двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи
Тутмоса I. В глубине двора находилось древнее святилище времени Среднего
царства. Таким образом, храм Инени имел уже все основные черты храмов
Нового царства. В стилистическом отношении это был гармоничный памятник.
Декорировка, не перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости
плана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии
строгом стиле.
Однако вскоре это стилистическое единство было нарушено позднейшими добавлениями
и перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор;
в итоге нараставшего стремления к большей пышности стройный зал Инени
был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны был пристроен
особый большой зал с четырьмя рядами колонн.
Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака явились работы,
произведенные здесь при Аменхотепе III, когда перед храмом зодчим Аменхотепом,
сыном Хапу, был построен огромный пилон и все святилище было обнесено
массивной стеной. В результате получился как бы новый храм небывалых еще
в Фивах масштабов. Одновременно изменился и облик других святилищ Карнака,
из которых особенно примечательно было новое здание храма богини Мут,
расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным
озером. Одинаковые заливы озера, которые охватывали храм с боков, удачно
сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгость плана особо
подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала была продолжением
колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Такая колоннада между пилоном
и колонным залом была важным нововведением. Как бы определяя путь торжественных
процессий, она сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеей сфинксов и
служила прекрасным воплощением столь характерной для египетского зодчества
идеи бесконечной линии храмовой дороги, благодаря которой так выигрывало
завершавшее ее здание храма. Сооружение подобной колоннады было тем более
удачным, что она словно продолжала линию дороги и внутрь храма, где пространство
было теперь построено на постепенной смене этапов пути через залы вглубь,
к молельне со статуей божества. Это новое понимание внутреннего пространства
было важным достижением египетской архитектуры Нового царства. Оно вносило
в архитектуру принцип последовательного восприятия ее во времени. В то
же время такая колоннада украшала храм, усиливая в нем ту декоративность,
которая все больше развивалась в искусстве XVIII династии и ко времени
Аменхотепа III стала одной из главных особенностей стиля этого периода.
Примером такого развития было оформления храма Мут с его пышной центральной
колоннадой и обилием портиков и скульптур, отражавшихся в воде озера.
Теми же чертами отмечено и второе по размерам и значению фиванское святилище
бога Амона - Луксорский храм. Построенный здесь при Аменхотепе III на
месте древнего святилища, он считается по праву одним из основных египетских
архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной четкостью,
помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания
находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов.
Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед которым был
запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по
главной оси. Однако этот двор построен не был, и при Аменхотепе III успели
только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 метров
высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.
Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового
царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение
и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная
колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно,
оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей , так
же как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151).
После Луксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.
Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший современник
своего тезки Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел в построенных им храмах
центральную колоннаду, роль которой была столь плодотворной для последующего
развития египетской архитектуры.
Постройка Луксора явилась важным звеном в общем плане строительства Аменхотепа
III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ - Луксора
на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив,
на западном берегу – как бы уравновесило храмы северной части Фив, а соединявшие
все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого
архитектурного комплекса.
В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царские
храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположились
на западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделились
теперь от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались теперь
в отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Идея
такого нового оформления царской усыпальницы принадлежала выдающему зодчему
Инени, о роли которого в создании нового типа храма уже говорилось выше.
|
.
страницы: |