|
Восстав против эпигонства и эклектизма в архитектуре, Ле Корбюзье уловил
потребности грядущего.
И пусть не всегда был он последователен в своем мировоззрении, лежащем в
основе его творчества, в направленности своего творчества он не ошибался.
Он работал для будущего.
«Действуя подобно экспериментатору в лаборатории, я избегал частных вопросов,
исключил все элементы случайности; я обеспечил себе идеальные условия
для исследования.
Цель состояла не в том, чтобы показать существовавшее прежде положение
вещей, а в том, чтобы СОЗДАТЬ ЧЕТКУЮ ТЕОРИЮ И НА ЕЕ ОСНОВЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА. Эти принципы, если
они достаточно обоснованны, могут составить костяк всей системы современного
градостроительства; они станут чем-то вроде правил игры.
Опираясь на выявленные истины, можно смело заняться рассмотрением всех
частных случаев — будь то Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, будь то самый
крохотный городок — и начинать разработку плана предстоящего сражения.
Дело в том, что реконструкция крупного современного города — это поистине
великая битва. А можно ли вступать в сражение, не зная в точности целей,
которых с его помощью собираешься достигнуть? Мы находимся именно в такой
ситуации. Власти, поставленные в тупик, бросаются во всякого рода авантюры,
прибегая к помощи пеших и конных жандармов, звуковых сигналов и светофоров,
навесных переходов, подземных пешеходных дорожек, городов-садов, упраздняют
трамваи и т. п. Делаются отчаянные усилия, чтобы сдержать дикого зверя.
Но зверь — Большой Город — слишком силен, так можно лишь пробудить его
ярость. Что придумают завтра?
Нужна программа действий. Нужно располагать основными принципами современного
градостроительства.»
(Из книги «Градостроительство»)
В годы второй мировой войны создается «модулёр»—система новых пропорциональных
отношений. Ле Корбюзье кладет в основу архитектурной метрики размеры человеческого
тела. Причем берет не только средний рост человека, но размеры сидящей
фигуры, стопы человека, длину его руки, шага и т. д. «Модулер»— не только
теория, в нем содержится и подробно разработанное практическое руководство
по применению человеческих пропорций в сопоставлении с общепринятой метрической
системой расчета.
Среди тех, кто первым оценил «модулер», был великий Эйнштейн, считавший,
что разработанная Ле Корбюзье система имеет большое практическое значение
не только в архитектурном про-ектировании, но и в других видах человеческой
деятельности.
В 1943 году в тяжелых условиях Ле Корбюзье основал Объединение строителей
для обновления архитектуры — «Аскораль». Главной задачей объединения становится
создание жилища как градостроительной единицы. Рассматриваются три формы
расселения: 1) сельское; 2) линейный промышленный город; 3) радиально-концентрический
торговый город. Работу объединения Ле Корбюзье распределил по соответствующим
секциям. Каждая решала свой отдельный вопрос. Деятельность объединения
сплотила передовых архитекторов и градостроителей Франции, что дало хорошие
результаты.
Сразу после окончания войны Ле Корбюзье приступает к разработке проектов
реконструкции двух городов: Сен-Дие и Ла-Рошель—Ла-Паллис. И одновременно
берется за осуществле- ние своей давнишней заветной мечты — проектирует
единый жилой комплекс для Марселя — жилой дом на 1600 человек. В этой
работе он впервые применяет на практике «модулер». Создание этого дома-гиганта
стало триумфом Ле Корбюзье и новой архитектуры.
- 8 -
Сегодня здание Марсельского жилого комплекса является гордостью не только
Марселя. И не только гордостью Франции. Оно послужило прототипом жилых
комплексов для других городов Европы. Десятки тысяч туристов приезжают
ежегодно, чтобы увидеть это сооружение.
В 1950 году Ле Корбюзье вместе с другими передовыми представителями французской
интеллигенции подписывает Стокгольмское воззвание в защиту мира и о запрещении
атомного оружия.
Совершенно новой страницей в творчестве Ле Корбюзье стала капелла Нотр-Дам-дю-О
в Роншане, над созданием которой он работал с 1950 до 1954 года. Здесь
мастер впервые применил упруго изогнутые плоскости несущих стен, над которыми
как бы взлетает, образуя огромные навесы, также криволинейное перекрытие
из монолитного железобетона. Небольшие оконные прорези разных размеров
и форм, словно случайно разбросанные по фасаду, создают в интерьере сказочный
эффект. Эти оконца подчеркивают цельность и монументальность здания. Возникают
какие-то далекие ассоциации с ро-майской архитектурой, с храмами древнего
Пскова, а скорее всего, со старинными хижинами французских крестьян.
В 1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой доминиканского
монастыря в Ла-Туретте близ Лиона. Когда одного монаха спросили, почему
постройку монастыря поручили именно Ле Корбюзье, доминиканец ответил:
«Для красоты нового монастыря». Монахи знали, что знаменитый мастер создаст
им архитектурный шедевр. Личные взгляды Ле Корбюзье на религию и церковь
были им совершенно безразличны. Церковники не обманулись в своих расчетах:
туристы со всего света стекаются в Ла-Туретт, так же как и в Роншан.
Таким образом Ле Корбюзье необыкновенно последователен в своих композициях.
Он рассматривает город как организм, жизнь которого зарождается в первичной
клетке и затем распространяется по всему обширному пространству. В этот
непрерывный творческий процесс он вкладывает идею человечности, доброты
и демократичности.
Корбюзье архитектурное сооружение рассматривал как пластическую форму,
полную света и тени, «вылепленную» из строительного материала. Скульптурны
и построенный им дом в Марселе и его шедевр — капелла в Роншане. В первом
случае пластичность достигнута лоджиями, ритмически членящими прямой фасад.
Во втором — пластикой изогнутых стен, нависшей крышей и отсутствием прямых
углов.
Наконец настало время, когда Ле Корбюзье засыпают предложениями. Он принимает
участие в строительстве здания ООН в Нью-Йорке. Строит музей в Токио.
В ноябре 1950 года в Париж прибыли представители индийского правительства
с предложением построить у подножия Гималаев новую столицу штата Пенджаб.
С Ле Корбюзье подписывают контракт на постройку города Чандигарха с правительственным
центром — Капитолием.
Ле Корбюзье закончил разработку города в четыре месяца, с марта 1951 года
началось строительство. Президент Неру сам следил за строительством Чандигарха,
часто посещал его и оказывал поддержку строителям в трудное время. В материальном
отношении работа была для архитекторов невыгодной. Жить приходилось в
невероятно тяжелых бытовых условиях, в непривычном для европейцев климате.
Но архитекторы, вдохновленные небывалой по масштабам задачей, работали
с энтузиазмом.
Успех превзошел все ожидания. Вдоль широкой глади водного пространства
протянулся легкий новый светлый город, подчиненный главнейшей из гармоний
— гармонии архитектуры с природой и с человеком. Когда-то, еще в 30-е
годы, Ле Корбюзье разработал план реконструкции Парижа. Этот проект произвел
впечатление разорвавшейся бомбы. Ле Корбюзье, по существу, предлагал снести
старый Париж, чтобы на его месте возвести новый, выдержанный в строгой
геометрии город. То были первые шаги Корбюзье в градостроительстве. Тогда
он был убежден в превосходствепрямой линии и противопоставлял хаосу капиталистического
города чисто геометрическое градостроительное решение.
|
.
страницы: |