|
С годами зодчий пришел к новым концепциям, теснее связанным с реальной жизнью.
И, получив возможность возвести новый город, который можно было решить в
прямых линиях, чисто геометрически, Ле Корбюзье пошел по другому пути. Достаточно
даже непосвященному человеку взглянуть на генеральный план Чандигарха, чтобы
не просто увидеть, а ощутить, как органично врос новый город в воспринявший
его пейзаж, рельеф местности. Не зря отчаянный Корбю, как называли его
близкие друзья, говорил о самом себе: «Дались они мне с их приписанным
мне собственным стилем! Вот я им покажу нечто новое: торжество наклонной
линии, которая то победно и легко взмывает вверх, то как бы с улыбкой
свергается вниз в легком слаломе».
Постоянно выдвигая архитектурные новшества, идеи, приемы, он никогда из
своих предложений не делал догмы. Его творчество всегда было связано с
конкретной реальностью, которую предлагала ему жизнь, а его мозг ненасытно
и неустанно решал все новые задачи, поступавшие из этого неиссякающего
источника. И этот органический, вечно живой обмен, называемый творчеством,
никогда не прекращался. Для Корбюзье творить значило дышать. Трудно себе
это представить, но в годы возведения Чандигарха он еще построил музей
и другие здания в Ахмедабаде — центре текстильной промышленности Индии.
В книге «Лучезарный город» Ле Корбюзье сформулировал пять отправных точек
для современной архитектуры.
На всей нашей планете мы видим архитектуру, созданную по этим четко сформулированным
им законам. Однако для Корбюзье это были только этапы его творчества.
А дальше идут другие: постройки в Ахмедабаде, павильон Филипса на Брюссельской
всемирной выставке 1962 года, музей в Цюрихе, выстроенный уже после смерти
великого мастера.
Ле Корбюзье считал, что не архитектура должна подчиняться пейзажу, а пейзаж—архитектуре.
Не холм Акрополя диктует архитектуре, утверждает Ле Корбюзье, а Парфенон.
Например, на Нерли маленький храм Покрова создает и держит огромный пейзаж...
Искания в пластике приводят Ле Корбюзье к живописи и скульптуре. Он сближается
с Леже и Пикассо, и в своих ярких и локальных по цвету живописных композициях
и многоплановых обобщенных скульптурах он ищет прежде всего преодоления
двухмерности плоскости и четко выраженной архитектоники.
Мечтатель и рационалист, убежденный в правоте своих идей, перешагнувший
границы своего времени и в теоретических выводах и в осуществленных архитектурно-градостроитольных
проектах, Корбюзье во всем своем творчестве шел впереди века, предвидя
наиболее рациональные формы будущего человеческого поселения и быта.
Нельзя оспаривать заслуги Ле Карбюзье в истории мировой архитектуры, но
правильность ряда его утверждений можно поставить под вопрос - как убежденный
конструктивист, Ле Карбюзье отвергает декор, ордерные приемы, слишком
много внимания уделяет каркасным системам. Идеальные пропорции не всегда
диктуются оптимальной конструкцией, и красота механизма - тоже спорнаКроме
всего прочего нельзя не учитывать исторический фактор - памятники архитектуры.
Новая архитектура должна отвечать современным требования , но не идти
в отрыве от исторического наследия.
Литература: Ле корбюзье : «К архитектуре», «Градостроительство», «Лучезарный
город», «Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства»,
«Модулер», «Жилой комплекс в Марселе», «Пять отправных точек современной
архитектуры».
К.Т.Топуридзе «Ле Карбюзье.Архитектура ХХ века»
|
.
страницы: |