arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> арх история
  Крестьянское жилище
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум


Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это платье было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего не доходившее даже и до колен.
На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились и на легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь, армяк, тегиляй, терлик.
Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка, ферезея, епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были самым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность щеголять разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признак довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людей среднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном, но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В первых ходили в церковь, в гости или принимали гостей дома, последние одевали в дорогу.
Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообще темные цвета употреблялись только на печальных (траурных), или так называемых смирных одеждах.
Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром) считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую особу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев, раздавали их на время из царской казны.
Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса. Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими, как нашивками и пуговицами.
Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие шапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в комнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за то поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимой подбитый мехом. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или войлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка, украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый род - горлатные шапки, их носили исключительно князья и бояре. Таким образом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека. Высокие шапки означали знатность породы и сана.

Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, так что уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже о головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин, прибавлялось слово “женский”, например женская шуба, женский опашень и т.д.
Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красного цвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом или жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху, до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники подбивались мехом и назывались кортелями. Распространение получили и сарафаны.
Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды - телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы.
Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок (убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщины выходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на лбу. Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразие женских шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.
Одежда ( и женская и мужская) дополнялась украшениями.
Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники, иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком, завязанным под подбородком. Сверху всего, вместо накидного платья, поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги - серник.
В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже признаком хорошего хозяйства.
Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи, как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не щеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек “скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им самим, отцами, дедами и бабками”.

Сложившийся образ русского народного мужского костюма: рубаха-косоворотка, иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу, выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип русского народного женского костюма: рубаха и сарафан стройного, расширенного книзу силуэта.


Использованная литература:

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 1993
2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985
3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988
4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989

  . страницы:
1    
2    
3    
     
     
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Неорелигия
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz