|
Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это платье
было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего не доходившее
даже и до колен.
На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий. Самый
обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава его
были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или
брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять открытою,
и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время эти рукава
служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью брать горячие
предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью завязок или
пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого цвета. Воротники
на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь зипуна или
ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились и на
легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь, армяк,
тегиляй, терлик.
Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка, ферезея,
епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ с рукавами и
с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были самым нарядным
платьем для русского, потому что давали возможность щеголять разнообразными
мехами. Множество мехов в доме составляло признак довольства и зажиточности.
Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели
в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать свое богатство. У бедных
были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людей среднего состояния -
беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех видов. Царские шубы
- из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном, но иногда делались
и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В первых ходили
в церковь, в гости или принимали гостей дома, последние одевали в дорогу.
Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообще темные
цвета употреблялись только на печальных (траурных), или так называемых
смирных одеждах.
Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром) считалось
атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую особу,
и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев, раздавали
их на время из царской казны.
Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса. Кроме
опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими,
как нашивками и пуговицами.
Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие шапочки,
покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в комнатах,
а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за то поссорился с митрополитом
Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимой подбитый мехом. Этой формы
шапки носили и бедные мужики, из сукна или войлока, зимою подбитые овчиной.
Третий вид - четырехугольная шапка, украшенная меховым околышком, их носили
дворяне, бояре и дьяки. Четвертый род - горлатные шапки, их носили исключительно
князья и бояре. Таким образом, по шапке можно было узнать происхождение
и достоинство человека. Высокие шапки означали знатность породы и сана.
Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, так
что уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже о
головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин,
прибавлялось слово “женский”, например женская шуба, женский опашень и
т.д.
Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красного
цвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом или
жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху,
до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники подбивались
мехом и назывались кортелями. Распространение получили и сарафаны.
Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды -
телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы.
Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это были
шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и
составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских,
для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои
волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем.
Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не
увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок (убрус),
обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщины выходили
в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на лбу.
Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразие женских
шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою девицы
покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.
Одежда ( и женская и мужская) дополнялась украшениями.
Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники,
иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком, завязанным
под подбородком. Сверху всего, вместо накидного платья, поселянки надевали
одежду из грубого сукна или серемяги - серник.
В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень богатые
наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей части одежды
кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже признаком хорошего
хозяйства.
Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в клетях,
в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством от
моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи,
как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные воскресные
дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только простой
народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не щеголяли одеждою.
Зато когда надо было себя показать, русский человек “скидал свои отрепья,
вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и навешивал на себя,
не жен и на детей все, что собрано было по частям им самим, отцами, дедами
и бабками”.
Сложившийся образ русского народного мужского костюма: рубаха-косоворотка,
иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу, выпускаемая поверх
нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип русского народного
женского костюма: рубаха и сарафан стройного, расширенного книзу силуэта.
Использованная литература:
1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского
народа. М., “Экономика”, 1993
2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985
3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988
4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989
|
.
страницы: |