|
История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики, — наступивший
в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся
до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением
Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э.
Республиканский период.
Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец
VI — середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования
мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному
составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.
Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры,
термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое
архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные
памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся
в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских
архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства
в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток
богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы
римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились
в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих
мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.
Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной
системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную
роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.
Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Римляне
изобрели бетон — важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли
сооружаемые постройки. Они открыли новый способ возведения зданий— монолитно-оболочечный
взамен стоечно-балочной системы. При стоечно-балочной системе, как ясно
из названия, основу конструкции составляют две стойки, на которых лежит
горизонтальная балка. Основу монолитно-оболочечной системы составляют
две узкие кирпичные стены, между которыми залит битый щебень с бетоном,
снаружи они облицовывались мрамором или другими породами камней. Преимущества
новой системы строительства видны и сейчас: от многих греческих храмов
с их колоннами, на которых лежат перекрытия и фронтоны, осталось по 2-3
колонны, многие же римские здания дожили до наших дней.
Большое место принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны
не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми
и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли конструктивную роль,
причем чаще применялись заимствованный у греков пышный коринфский ордер
и строгий тосканский, унаследованный от этрусков.
Главное завоевание римлян в строительстельстве общественных сооружений
— создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор.
Необходимость их перекрытий вызвала развитие мощных сводчатых и купольных
конструкций, лишь ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римская
техника стала широко использоваться в гражданской и культовой архитектуре.
Она послужила образцом для развития византийской и европейской архитектуры.
Основной формой перекрытий был цилиндрический свод из бетона и камня.
Его боковое давление воспринимала опорная стена, игравшая важную роль
в римской архитектуре. Из пересечения двух цилиндрических сводов одинаковой
высоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен замковый камень)
получился крестовый свод. При равенстве пролетов он дает в плане квадрат.
Внутренняя поверхность сводов образует в пересечении острые края — ребра,
в основании которых сосредоточивается давление свода. Это дало возможность
прорезать опорные стены полуциркульными арками, заменить стену отдельными
столбами, принимавшими на себя давление арки.
Вытянутые в длину помещения залов-галерей обычно делились на квадраты
и перекрывались цепью крестовых сводов, что порождало эффектное расчленение
внутреннего пространства. Из равномерно поднимавшегося вверх перекрытия,
круглого в плане здания возник купольный свод, образовавший полушарие,
покоившееся на цилиндрическом основании. Многоугольные в плане помещения
перекрывались сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сферическим куполом.
В последнем случае купол опирался своим кольцом только на середину боковых
стен, а переход от формы окружности к многоугольнику заполнялся вогнутыми
сферическими стенами — «парусами».
В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры.
Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных
войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных
сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.
Представим себе Рим в эпоху республики.
Обращают внимание грандиозные сооружения — древние оборонительные стены
Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии, Палатине
и Квирипале, выложенные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и так называемая
Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.).
Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные
части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.) для
движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю
Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня,
плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197
м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными
пролетами для горных вод.
Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом
мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э.,
акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли
видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей,
входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.
К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал (клоака Максима)
в Риме, сохранившийся до наших дней.
Общественная жизнь протекала на рыночной площади. Например, у греков она
называлась агорой и обычно, как в Афинах, находилась у подножия акрополя.
У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события:
собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали,
она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных
триумфов. В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев,
рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей
и были окружены колоннами, портиками.
Древнейший форум в Риме — республиканский форум Романум (VI век до н.э.),
к которому сходились все дороги. С его трибун раздавались речи крупнейших
римских ораторов, военноначальников.
|
.
страницы: |