|
Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю
рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы.
Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) —время
создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного
размаха.
Рядом с древним республиканским форумом были возведены предназначенные
для торжественных церемоний форумы императоров (Форум Траяна и др.), стремившихся
увековечить себя пышными сооружениями. Строились многоэтажные дома — они
определили облик Рима и других городов империи. До сих пор поражают своим
суровым величием развалины гигантских дворцов цезарей на Палатине (I в.
н. э.).
Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима были
триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные
арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу
Рима. Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры,
идеологии.
Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак освящения
новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом — торжественным
шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался
в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого
мира.
У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была
воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э. ), подавлявшего
восстание в Иудее. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства
императором,правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку воздвигли в
честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Совершенная по форме, сверкающая
белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием
скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива
классическим ордером придало соразмерность и ясность формам. По сторонам
проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая
надстройка - аттик, с посвящением Титу «От сената и народа римского».
Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени усиливают
пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть арки над
архивольтом замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории, исполненные
в невысоком рельефе. Они как бы венчают победителя. Пространство арочного
пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности
потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную форму) и настенными живописно
трактованными рельефными композициями, изображающими торжественное шествие
триумфатора и легионеров с трофеями, захваченными в храмах Иерусалима.
Построение высокого рельефа, его светотеневые эффекты усиливают ощущение
глубины пролета арки. Бурные движения легионеров точно вырываются из плоскости
рельефа в реальное пространство. Пафос их жестов как бы вторит триумфальной
теме архитектуры. Раскраска и позолота усиливают живописность и жизненность
сцены. Изображённые внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения
через неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как
бы становится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице,
запряжённой четвёркой лошадей.
В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением,
постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником. Так хоронили
лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость»,божественный
дар»), т. е. наделённых исключительными личными качествами — мудростью,
героизмом, смелостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна
в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими
воротами Рима.
Позднее были воздвигнуты сложные трехпролетные триумфальные арки: Септимия
Севера (конец II в. н. э.), Константина (VI в. н. э.).
Большое место в жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерны
для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился
своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением.
Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей
располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные
замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически
возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ
низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались
сражения гладиаторов, морские бои и т. п.
В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший
название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»). Он выстроен
на месте разрушенного 3олотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному
типу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на
естественных склонах холмов и полей. Римский Колизей представлял собой
огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, (замкнутую снаружи кольцевой
элипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: морские
бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов.
В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес — велум,
или веларий.
Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти
тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре
яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода.
В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции
— ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей.
Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ
— гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать
зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся
воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Внутри
шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад:
дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими
пилястрами — плоскими выступами на стене. Членящие стену пилястры коринфского
ордера не нарушают монолит здания, выложенного из серого травертина.
Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии.
Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщением
основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень
конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством:
он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян
к I в. н. э.
Правлением двух императоров испанцев открывался II век. Они были провинциалами,
но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан
(117—138 гг.). При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества.
В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было завоёвано
Траяном. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На
портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой,
а умным и смелым политиком.
Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть
два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре через реку Тахо (ныне
Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедеврам мировой архитектуры.
Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершается
простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена
арка.
|
.
страницы: |