![прессслужба](p/pr.gif)
![радизайн 2003](ralgr.gif)
|
Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками,
которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями,
подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. В данном
разделе особо следует отметить о творениях обер архитектора Растрелли
Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которого достигло апогея
в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного
монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве
(Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и С.Г.Строганова
в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице, Большой (Екатерининский)
в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь
и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середине
XVIII века в России. Одновременно с Ф.Б.Растрелли работал архитектор Чевакинский
С.И. (1713-1770 гг.). Наиболее замечательным творением Чевакинского С.И.
сохранившимся до наших дней, было проектирование и постройка громадного
двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге.
Учеником Чевакинского являлся будущий архитектор В.И.Баженов.
Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был
архитектор Ухтомский Д.В. (1719-1774 гг.). Его творчество развертывалось
под влиянием художественных воззрений и произведений Ф.Б.Растрелли, в
частности в Москве и Подмосковье: дворцов в кремле, Аннегофе и Перове.
До наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского – пятиярусная колокольня
в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.
III.) Предпосылки появления и развития классицизма.
В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля.
Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего
представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место
классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся
по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль,
развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов
искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения.
Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы,
логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония
пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Декоративный
стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям круга
заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместных дворян и купечества.
Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям.
Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами.
Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации
внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств,
ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла
необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую
государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные
дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные
складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера
– биржи и банки.
В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские
дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно
развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве
многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов – пансионатов
для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города,
прежде всего засчет жилой застройки усадебного типа. В условиях огромного
строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших
строительных нужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко,
изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность
этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества
квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного,
возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким
образом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального и идеологического
характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России
к поискам экономической и реалистичной архитектуре. Поэтому именно классическая
архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем
выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом,
основой формирующегося в России классицизма.
IV.) Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.).
Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре
1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга
и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала
руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала
до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы:
А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.); И.Лем (1775-1796
гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за
34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани,
Твери, Нижнего Новгорода, Казани,Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска,
Пскова, Воронежа, Витебска и других). Главными градоформирующими факторами
считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся административные
и торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки
на основе геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц
и площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади
должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг
к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик
домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов.
Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли
лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.
В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге
этажность поднималась до трех-четырех. В данный период
А.В.Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки.
Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей, превратили
Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 оду был
составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру
и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и Китай-город.
Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой застройки
в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В 1760 годах
в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма.
Самым ранним проявлением классицизма был проект “Увеселительного дома”
в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленный архитектором А.Ф.Кокориным
и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762 гг.) в Петропавловской
крепости.
|
.
страницы: |