|
Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.»
С середины XVIII в. началось заселение лесостепного пространства Прииртышья.
Пионеры заселения Сибири, выходцы из северо-восточных уездов Руси, перенесли
в Сибирь свой плотницкий опыт, умение использовать лес в качестве основного
строительного материала. Первоначально переселенцы рубили небольшие избушки.
С устройством хозяйства ставили из-бы, пятистенки или дома из двух изб
с ходом через сени. Позже такие дома стали рубить в одной связи (трехкамерные
жилища) и класть печи с дымоходами. В ряде сел Большереченского, Горьковского,
Муромцевского, Колосовского, Крутинского районов еще сохранились дома
по-стройки конца XVIII – начала XIX вв. Это памятники деревянного зодчества.
Представление о жилищах сибиряков дает рисунок города Тары, исполненный
в 1734 го-ду. На нем преобладают однокамерные жилища, избы. Из 60 строений,
контуры которых четко обозначены, лишь пять домов двухкамерные. Большинство
строений показаны высокими, при-строенные сени – ниже уровня волоковых
окон. Очевидно, избы стояли на подклетях, о чем со-общается и в описаниях.
На рисунке Тары лишь на воеводском доме показаны три дымовые трубы. На
остальных домах и избах труб не показано, но на всех обозначены по одному
или по два волоковых окна под крышей с вырубом в 1 – 2 ряда. Курные избы
преобладали в деревнях.
С середины XVIII в. в Таре, а затем и в новой Омской крепости развивается
кирпичное производство и начинается возведение каменных строений.
В 1755 году начато строительство Спасской церкви в Таре.
Сибирские церкви не отличались большим разнообразием. Немногие группы
строителей, как правило, переходя от объекта к объекту, переносили в очередную
стройку черты предыду-щей. Но, творчески используя традиции, они в каждое
здание вносили новые элементы. Возве-денная в Таре тобольскими мастерами
Спасская церковь по многим деталям повторяет Михай-лоархангельскую, Крестовоздвиженскую
и другие тобольские церкви, но вместе с тем в ее оформлении есть оригинальные
мотивы.
Спасская церковь - единственный в Омском Прииртышье яркий образец сибирского
ба-рокко. Как многие храмы Тобольска и Тюмени, она имеет трехчастную «трапезную»
схему ком-позиции кораблем, состоящую из здания основного храма, трапезной
и притвора, на котором возведена колокольня. Пропорции основных частей
строго выдержаны, трапезная немного уже храма и еще уже четырехгранник
притвора, на который поставлен трехъярусный восьмерик ко-локольни. Здание
двухэтажное. Первые этаж, который служил зимней церковью, заканчивается
сводчатым потолком. Основной объем церкви составляет кубический четырехугольник
двух-светного второго этажа, являвшегося летней церковью. С восточной
стороны к храму примыка-ет алтарь, заканчивающийся полукруглой абсидой
с небольшой главкой на уровне окон второго яруса основного объема. Широкие
арочные проемы соединяют первый и второй этажи с алтарем и трапезной.
Очень выразительный контраст низкого полутемного первого этажа из светлого
пространства летней церкви, венчающей сводчатый потолок. Как и в тобольских
церквях, купольное завершение Спасской церкви покоится непосредственно
на четверике основного объе-ма. Но тарская церковь не имеет фигурных фронтонов,
украшающих тобольские и тюменские церкви.
Характерный признак архитектуры сибирского барокко – контрастно убывающие
храмо-вые венчания. Купол тарской церкви увенчан восьмигранной вытянутой
главой с луковичным завершением. На четырехграннике притвора – трехъярусный
восьмерик колокольни с широкими проемами звонницы с вытянутыми главой
и шпилевым завершением.
Особую художественную архитектурную ценность Спасской церкви придает красочное
украшение стен наличника с напряженными дуговыми фронтонами. Наличники
выложены ле-кальным кирпичом, что присуще стилю барокко. Они оформлены
в виде профильных козырьков на колонках, перехваченных «дыньками», в чем
угадываются черты древнерусского членения надоконных козырьков. Орнаментированы
кирпичными выступами и стены.
В церковных архивах год окончания строительства Спасской церкви указывается
1776. В этих же архивах начало службы помечено 1760 годом. Вероятно, первый
этаж был закончен и в нем начали службу. Окончание же колокольни, штукатурку
и роспись иконостаса могли завер-шить в 1776 году. И средства собираемые
с прихожан, не позволяли весть интенсивные работы.
Спасская церковь Тары – капитальное сооружение. Она сложена из большемерного
кир-пича на известковом растворе. Толщина стен первого этажа 165 см, второго
– 133 см. Общая высота более 40 метров. Церковь простояла более 220 лет.
Ее кладка и штукатурка хорошо со-хранились. Лишь в последние десятилетия
нанесен некоторый урон внешнему оформлению зда-ния.
Кроме Спасской, в Таре были построены: в 1776 году Богородская, в 1783
– Николаев-ская, в 1789 – Тихвинская, в 1792 – Успенская и в 1831 – Парасковеевская.
Лицо городов в XVIII – XIX вв. определяла культовая архитектура. Высокие
и нарядные церковные здания ук-рашали города. В Таре на высоком увале
и берегу Аркарки стояло четыре церкви.
Первым каменным строением Омска стало здание крепостного Воскресенского
собора. По проекту, составленному в 1764 году И. Малмом, собор в новой
крепости должен был размес-титься вдоль улицы, идущей от Тарских ворот
к центральному плацу, т.е. с севера на юг. При-сланный из Тобольска на
строительство собора как «знающий в архитектуре каменного строи-тельства»
Иван Черепанов обнаружил не правильность в постановке собора на плане
крепости. Собор алтарем обращался на юг, а не на восток, как этого требовали
церковные правила. Ошиб-ку исправили. Из-под Семипалатинска был доставлен
камень для фундамента и заложено осно-вание здания. После этого работу
продолжал Козьма Черепанов «столько же в каменном строе-нии знающий, как
и его брат».
В оформлении Воскресенского собора уже нет излишеств барокко, заметны
черты более строгого стиля.
В отличие от Спасской церкви Воскресенский собор не имел аналогов с тобольскими
по-стройками и являлся оригинальным строением. Его основной корпус составлял
единое целое с трапезной и более напоминал здание гражданской архитектуры.
Толщина стен – 165 см. Собор стал главным сооружением крепости. Высокий
с двумя ярусами окон центральный объем, за-вершенный обитыми белой жестью
пятью главами и трехъярусной колокольней с шатром доми-нировал над окружающей
местностью. Архангелы на куполе были изображены в казацких папа-хах. В
центральной фигуре угадывались черты легендарного атамана Ермака. Воскресенский
собор до наших дней не сохранился.
Существовавшая в старой крепости деревянная церковь Сергия Радонежского
после воз-ведения Воскресенского собора была разобрана и перевезена в
село Горнокулачинское. Позднее на месте Спасских ворот старой крепости
была поставлена Ильинская церковь, простоявшая до середины тридцатых годов
нашего столетия.
В 1792 году на восточной стороне крепостного плаца возле генералитетского
дома была построена каменная лютеранская кирха, сохранившаяся до наших
дней. Это – одноэтажное зда-ние, с восточной стороны к нему пристроена
полукруглая абсида алтаря. На главном фасаде – небольшой выступ, завершающийся
треугольным фронтоном, на котором укреплена чугунная плита с датой постройки
здания. В первоначальном виде здание венчало по центру небольшая барочная
восьмигранная башенка с остроконечным шпилем. В начале XX в ее перенесли
на южную сторону здания, в последствии она была разобрана.
Примечателен декор памятника. Он выдержан в стиле барокко. Окна имеют
простые прямоугольные сандрики и криволинейные обрамления. Углы здания
округлены и раскрепова-ны пилястрами.
В Омске сохранился еще один памятник храмового строительства – казачья
Никольская церковь, образец русского классицизма первой половины XIX в.
Чертежи церкви были выпол-нены выдающимся русским архитектором В. П. Стасовым.
Строительство Никольской церкви началось в 1833 году и завершилось в 1840
году. Фа-сад притвора украшают полуколонны и разетки между ними. Южный
и северный фасады основного храма прикрывают мощные порталы со строгими
фронтонами над ними. Колонны пор-тиков слегка сужаются кверху, что еще
больше усиливает их монументальность.
В Никольской церкви хранилась главная святыня Сибирского казачьего войска
– знамя Ермака. По легендам это знамя было изготовлено в вотчинах Строгановых
и прислано Ермаку после победы над Кучумом.
С конца 18 века в Омске и в Таре начинается строительство каменных административных
и жилых зданий. Более активное такое строительство продолжалось в первой
половине 19 века. Многие здания, построенные в этот период, являются историческими
и архитектурными памят-никами. Старейшие из них – здание бывшей гауптвахты.
Строительство гауптвахты началось в 1781 году. К этому времени в архитектуре
уже рас-пространился классицизм, но в оформлении гауптвахты еще заметны
черты барокко в надокон-ных карнизах. В стиле барокко построена и башенка,
увенчивающая здание. В простоте и стро-гости составных частей здания гауптвахты,
ее оформления уже заметны черты и нового стиля.
На фасадной стороне гауптвахты – небольшие выступы, в середине – фронтон.
При пер-воначальном оформлении на уровне боковых выступов первый этаж
прикрывался крытой гале-реей на шести колоннах. Позже галерея была разобрана,
и фасад здания открылся для обозрения. Нижний этаж отделан рустовкой.
Стены второго этажа – гладкие, прерываются четырьмя пилястрами в центральной
части и надоконными барочными украшениями.
|
.
страницы: |