arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи география
  Архитектура Омска
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум


Здесь заметна увлеченность народным искусством, излишним декором, отождествление красивого с богато украшенным. Архитектурное оформление трехэтажного здания бани Колокольникова представляет определенный интерес. Необычное для Омска крыльцо с двумя точеными колоннами розового гранита. На фронтоне дата постройки «1910». Богато орнаментирован карниз. Венецианские окна членятся скульптурными изображениями нимф, играющих на арфах. Всего на здании 8 скульптур.
В конце XIX в. в северной части эспланады за Тарскими воротами началось строитель-ство кафедрального собора, консистории и архиерейского дома. В этот период развивается стремление к возрождению русского национального в архитектуре. Эти идеи нашли отражение в архитектуре кафедрального собора и консистории. Собор возводился одноэтажным. Основной объем завершался приподнятым куполом с вытянутым центральным шпилем и четырьмя боко-выми главками. Фигурная кладка входных крылец, паперти, узорчатое оформление оконных проемов, шпиля и боковых главок придавали собору праздничный вид. Через дорогу от собора стояли консистория и архиерейский дом. Здание собора было разобрано в 30-е годы. Двухэтажное здание консистории и архиерейского дома вошли в ансамбль административных зданий в начале улицы Ленина. По очертаниям венецианских окон старые дома можно вычленить из современных четырехэтажных зданий.
В 1901 году в северо-восточной части эспланады между мужской и женской гимназия-ми началось строительство театра с ярусным залом на 829 мест (проект инженера И. Г. Хворинова). Здание размельчено многочисленными выступами и пристройками со сложными силу-этами и фигурными куполами и отдельных объемов. Двухкратное расширение сцены и подсоб-ных помещений еще более усложнили его архитектуру. Здание драматического театра – ценный архитектурный памятник Омска.
В начале XX в. завершается формирование архитектурного облика торгового центра Омска, от моста до театра. Между первыми зданиями по восточной стороне строятся новые до-ма, заполняются промежутки вставками. Устраиваются арочные проезды во двор. Эти разности-левые строения сохранились и создают определенный архитектурный аромат старого торгового Омска.
До начала XX в. западную сторону улицу занимала Любина роща, небольшой сквер от Омских ворот до проезжей дороги с моста через Омь. В 1903 году часть Любиной рощи город-ской думой отведена для строительства торгового здания Московских рядов. В 1905-1906 годы южнее Московских рядов возводится гостиница, а севернее вдоль остатков крепостного вала строится торговый дом Ганьшиных (ныне – мединститут). Возведением этих домов закончилось архитектурное оформление улицы.
В начале XX в. получает распространение новый стиль – «модерн». Зданиям, построен-ным в этом стиле, присуща иная функционально-конструктивная и декоративная система, ут-верждение союза пользы, прочности и красоты. Эти здания отличают вычурность оконных про-емов, обилие орнамента, детали конструкций создают выразительный внешний облик сооруже-ния. Индивидуальная особенность некоторых зданий стиля «модерн» - асимметрия в размеще-нии балконов, в декоре фасадов. Стиль «модерн» выносит живопись на стены домов. Это харак-терно для здания конторы Кузнецких копей. На угловом эркере над входной дверью хорошо сохранилось панно из керамических плиток, изображающих погрузку угля на баржу.
В стиле «модерн» построено здание №5 по улице Ч. Валиханова. На фронтоне северной стороны – даты: «1915», «1916». Здание четырехэтажное в виде правильного четырехугольника. Один угол срезан и украшен балконами на втором и третьем этажах. Стены скупо орнаментиро-ваны. Всю красоту зданию придают оконные проемы и фигурчатые рамы.
В эти же годы велось сооружение еще двух значительных зданий Омска – дома судеб-ных установлений и управления Омской железной дороги. Место для дома судебных установле-ний отвели на бывшей эспланаде против кафедрального собора. Здание строилось по проекту академика архитектуры Прусакова. Строительство началось в ноябре 1914 года и закончилось к осени 1916. Мощный компактный объем здания был отодвинут в глубину участка. Близкий к квадрату, замкнутый прямоугольник корпусов окружает парадный двор. Сдержанность форм и хорошая прорисовка архитектурных деталей трехэтажного на высоком цоколе здания, обога-щенного выступами угловых и центральных частей на всех четырех фасадах, создают пластиче-ски богатую форму, а главный портик с аркой, фронтоном и куполом акцентируют вход в зда-ние.
Здание управления Омской железной дороги заложено в июне 1914 года и закончено в марте 1916. Здание пятиэтажное, по форме – вытянутый прямоугольник с двумя поперечными соединениями и угловыми выступами. Фасад, члененный по вертикали на два и три этажа, в центральной части имеет большую входную арку и над ней трехэтажную приставленную к сте-не, колоннаду. На фоне глухого парапета над каждой из колонн поставлены скульптуры симво-лических изображений служб железной дороги.
В 1914 году напротив театра было построено здание городского торгового комплекса. На восточной стороне торговой площади возводится Дом контор. Торговый корпус возводится по проекту архитектора Крячкова. Пластика фасадов сдержана: легкие венки, гирлянды, муж-ские маски в шлемах Меркурия – покровителя торговли – раскрывают назначение здания.
Более сложная и выразительная архитектура Дома контор. Фасад четырехэтажного зда-ния богато украшен архитектурными деталями. У входной двери в центре фасада – скульптуры Атланта и Кариатиды. Четыре полуколонны соединяют второй и третий этажи.
Накануне первой мировой войны была окончательно снесена Любина роща. Ее участки отвели для постройки коммерческих учреждений – конторы торгового дома «Треугольник», страховой компании «Саламандра» и торгового общества Тверские мануфактуры. Эти три зда-ния с коммерческим училищем, Московскими рядами и домом Ганьшина составили интересный архитектурный ансамбль неоклассического стиля.
Проекты контор «Треугольника» и «Саламандры» принадлежат известному петербург-скому архитектору Н. Н. Веревкину. Художественное решение этих зданий отличается строго-стью и чистотой классических форм.
Рядом с «Треугольником» находится монументальное здание торгового общества Твер-ская мануфактура (архитектор Крячков). Мощные трехчетверные колонны ионического ордена, соединяющие три этажа, придают монументальное звучание этому зданию.
По проекту Крячкова в 1912 году было возведено трехэтажное здание механико-технического училища (ныне – завод «Электроточприбор»).
В конце XIX в. построены спиртоводочный и пиводрожжевой заводы компании Козелл-Поклевского. Несколько позднее возведены здания суконной и обувной фабрик, табачной фаб-рики Серебрякова, ТЭЦ-1. Все эти краснокирпичные здания представляют архитектурную цен-ность, особенно пивзавод, расположенный по улице Волочаевской. Это неоштукатуренное трех-этажное здание со специфическим декором, полностью подчиненным кирпичной кладке, имеет многие архитектурные достоинства.
Краснокирпичные сооружения в Омске стали появляться с 70х годов прошлого столе-тия. Первым таким зданием стала городская дума.
Особенно интенсивно возводятся краснокирпичные здания в конце XIX – начале XX вв. Наиболее обширное из них – трехэтажное здание бывшего епархиального женского училища. Построенное по проекту инженера А. И. Хмары, здание возводилось строительной артелью вят-ских каменщиков. Центральный вход венчают колонны второго и третьего этажей. Около епар-хиального училища в 1915 году возведено двухэтажное здание городского училища.
На улице Сенной был построен «Деловой двор» - двухэтажное здание с богато декори-рованным фасадом и фронтоном.
Дома краснокирпичной кладки, кроме Омска, имеются в Таре (дом милиции), Тюкалин-ске (бывшее здание офицерского собрания), Называевске (здание вокзала), в селах.
Конец XIX в. характерен для Омска также расцветом деревянного зодчества. С особен-ным вниманием украшались наличники окон и парадные крыльца, выходящие на улицу. Резь-бой украшались карнизы и фронтоны. Наличники и карнизы одного дома не повторяли узор соседнего, хотя часто их выполнял тот же мастер.
Многие детали декора, созданные безвестными мастерами, поднимаются до уровня подлинных художественных произведений.
28 жилых домов с оригинальными резными наличниками, карнизами, фронтонами и входными крыльцами взяты на учет как памятники деревянного зодчества. Решено сохранить отдельные детали (наличники, карнизы, входные двери, кронштейны входных крылец) 26 до-мов.
Из сохранившихся и реставрированных памятников деревянного зодчества особенного внимания заслуживает церковь села Екатериновка Тевризского района. Она построена артелью вятских мастеров в 1899-1900 годы в отличие от старых храмов основной объем Екатеринов-ской церкви увеличен не только за счет пристройки алтаря, но и боковых приделов. Здание ук-рашено резным наличниками, пропильными карнизами и имеет красивое завершение главой основного объема и колокольни.
Сохранение построек того времени в старинных старожильческих селениях и в пересе-ленческих деревнях важны для истории, для воспитания молодежи.


Литература.

1. А. Д. Колесников, «Памятники и памятные места Омска и Омской области», Омск, 1987.

  . страницы:
1    
2    
3    
     
     
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
возвращение Буратино
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz