|
Здесь заметна увлеченность народным искусством, излишним декором, отождествление
красивого с богато украшенным. Архитектурное оформление трехэтажного здания
бани Колокольникова представляет определенный интерес. Необычное для Омска
крыльцо с двумя точеными колоннами розового гранита. На фронтоне дата
постройки «1910». Богато орнаментирован карниз. Венецианские окна членятся
скульптурными изображениями нимф, играющих на арфах. Всего на здании 8
скульптур.
В конце XIX в. в северной части эспланады за Тарскими воротами началось
строитель-ство кафедрального собора, консистории и архиерейского дома.
В этот период развивается стремление к возрождению русского национального
в архитектуре. Эти идеи нашли отражение в архитектуре кафедрального собора
и консистории. Собор возводился одноэтажным. Основной объем завершался
приподнятым куполом с вытянутым центральным шпилем и четырьмя боко-выми
главками. Фигурная кладка входных крылец, паперти, узорчатое оформление
оконных проемов, шпиля и боковых главок придавали собору праздничный вид.
Через дорогу от собора стояли консистория и архиерейский дом. Здание собора
было разобрано в 30-е годы. Двухэтажное здание консистории и архиерейского
дома вошли в ансамбль административных зданий в начале улицы Ленина. По
очертаниям венецианских окон старые дома можно вычленить из современных
четырехэтажных зданий.
В 1901 году в северо-восточной части эспланады между мужской и женской
гимназия-ми началось строительство театра с ярусным залом на 829 мест
(проект инженера И. Г. Хворинова). Здание размельчено многочисленными
выступами и пристройками со сложными силу-этами и фигурными куполами и
отдельных объемов. Двухкратное расширение сцены и подсоб-ных помещений
еще более усложнили его архитектуру. Здание драматического театра – ценный
архитектурный памятник Омска.
В начале XX в. завершается формирование архитектурного облика торгового
центра Омска, от моста до театра. Между первыми зданиями по восточной
стороне строятся новые до-ма, заполняются промежутки вставками. Устраиваются
арочные проезды во двор. Эти разности-левые строения сохранились и создают
определенный архитектурный аромат старого торгового Омска.
До начала XX в. западную сторону улицу занимала Любина роща, небольшой
сквер от Омских ворот до проезжей дороги с моста через Омь. В 1903 году
часть Любиной рощи город-ской думой отведена для строительства торгового
здания Московских рядов. В 1905-1906 годы южнее Московских рядов возводится
гостиница, а севернее вдоль остатков крепостного вала строится торговый
дом Ганьшиных (ныне – мединститут). Возведением этих домов закончилось
архитектурное оформление улицы.
В начале XX в. получает распространение новый стиль – «модерн». Зданиям,
построен-ным в этом стиле, присуща иная функционально-конструктивная и
декоративная система, ут-верждение союза пользы, прочности и красоты.
Эти здания отличают вычурность оконных про-емов, обилие орнамента, детали
конструкций создают выразительный внешний облик сооруже-ния. Индивидуальная
особенность некоторых зданий стиля «модерн» - асимметрия в размеще-нии
балконов, в декоре фасадов. Стиль «модерн» выносит живопись на стены домов.
Это харак-терно для здания конторы Кузнецких копей. На угловом эркере
над входной дверью хорошо сохранилось панно из керамических плиток, изображающих
погрузку угля на баржу.
В стиле «модерн» построено здание №5 по улице Ч. Валиханова. На фронтоне
северной стороны – даты: «1915», «1916». Здание четырехэтажное в виде
правильного четырехугольника. Один угол срезан и украшен балконами на
втором и третьем этажах. Стены скупо орнаментиро-ваны. Всю красоту зданию
придают оконные проемы и фигурчатые рамы.
В эти же годы велось сооружение еще двух значительных зданий Омска – дома
судеб-ных установлений и управления Омской железной дороги. Место для
дома судебных установле-ний отвели на бывшей эспланаде против кафедрального
собора. Здание строилось по проекту академика архитектуры Прусакова. Строительство
началось в ноябре 1914 года и закончилось к осени 1916. Мощный компактный
объем здания был отодвинут в глубину участка. Близкий к квадрату, замкнутый
прямоугольник корпусов окружает парадный двор. Сдержанность форм и хорошая
прорисовка архитектурных деталей трехэтажного на высоком цоколе здания,
обога-щенного выступами угловых и центральных частей на всех четырех фасадах,
создают пластиче-ски богатую форму, а главный портик с аркой, фронтоном
и куполом акцентируют вход в зда-ние.
Здание управления Омской железной дороги заложено в июне 1914 года и закончено
в марте 1916. Здание пятиэтажное, по форме – вытянутый прямоугольник с
двумя поперечными соединениями и угловыми выступами. Фасад, члененный
по вертикали на два и три этажа, в центральной части имеет большую входную
арку и над ней трехэтажную приставленную к сте-не, колоннаду. На фоне
глухого парапета над каждой из колонн поставлены скульптуры симво-лических
изображений служб железной дороги.
В 1914 году напротив театра было построено здание городского торгового
комплекса. На восточной стороне торговой площади возводится Дом контор.
Торговый корпус возводится по проекту архитектора Крячкова. Пластика фасадов
сдержана: легкие венки, гирлянды, муж-ские маски в шлемах Меркурия – покровителя
торговли – раскрывают назначение здания.
Более сложная и выразительная архитектура Дома контор. Фасад четырехэтажного
зда-ния богато украшен архитектурными деталями. У входной двери в центре
фасада – скульптуры Атланта и Кариатиды. Четыре полуколонны соединяют
второй и третий этажи.
Накануне первой мировой войны была окончательно снесена Любина роща. Ее
участки отвели для постройки коммерческих учреждений – конторы торгового
дома «Треугольник», страховой компании «Саламандра» и торгового общества
Тверские мануфактуры. Эти три зда-ния с коммерческим училищем, Московскими
рядами и домом Ганьшина составили интересный архитектурный ансамбль неоклассического
стиля.
Проекты контор «Треугольника» и «Саламандры» принадлежат известному петербург-скому
архитектору Н. Н. Веревкину. Художественное решение этих зданий отличается
строго-стью и чистотой классических форм.
Рядом с «Треугольником» находится монументальное здание торгового общества
Твер-ская мануфактура (архитектор Крячков). Мощные трехчетверные колонны
ионического ордена, соединяющие три этажа, придают монументальное звучание
этому зданию.
По проекту Крячкова в 1912 году было возведено трехэтажное здание механико-технического
училища (ныне – завод «Электроточприбор»).
В конце XIX в. построены спиртоводочный и пиводрожжевой заводы компании
Козелл-Поклевского. Несколько позднее возведены здания суконной и обувной
фабрик, табачной фаб-рики Серебрякова, ТЭЦ-1. Все эти краснокирпичные
здания представляют архитектурную цен-ность, особенно пивзавод, расположенный
по улице Волочаевской. Это неоштукатуренное трех-этажное здание со специфическим
декором, полностью подчиненным кирпичной кладке, имеет многие архитектурные
достоинства.
Краснокирпичные сооружения в Омске стали появляться с 70х годов прошлого
столе-тия. Первым таким зданием стала городская дума.
Особенно интенсивно возводятся краснокирпичные здания в конце XIX – начале
XX вв. Наиболее обширное из них – трехэтажное здание бывшего епархиального
женского училища. Построенное по проекту инженера А. И. Хмары, здание
возводилось строительной артелью вят-ских каменщиков. Центральный вход
венчают колонны второго и третьего этажей. Около епар-хиального училища
в 1915 году возведено двухэтажное здание городского училища.
На улице Сенной был построен «Деловой двор» - двухэтажное здание с богато
декори-рованным фасадом и фронтоном.
Дома краснокирпичной кладки, кроме Омска, имеются в Таре (дом милиции),
Тюкалин-ске (бывшее здание офицерского собрания), Называевске (здание
вокзала), в селах.
Конец XIX в. характерен для Омска также расцветом деревянного зодчества.
С особен-ным вниманием украшались наличники окон и парадные крыльца, выходящие
на улицу. Резь-бой украшались карнизы и фронтоны. Наличники и карнизы
одного дома не повторяли узор соседнего, хотя часто их выполнял тот же
мастер.
Многие детали декора, созданные безвестными мастерами, поднимаются до
уровня подлинных художественных произведений.
28 жилых домов с оригинальными резными наличниками, карнизами, фронтонами
и входными крыльцами взяты на учет как памятники деревянного зодчества.
Решено сохранить отдельные детали (наличники, карнизы, входные двери,
кронштейны входных крылец) 26 до-мов.
Из сохранившихся и реставрированных памятников деревянного зодчества особенного
внимания заслуживает церковь села Екатериновка Тевризского района. Она
построена артелью вятских мастеров в 1899-1900 годы в отличие от старых
храмов основной объем Екатеринов-ской церкви увеличен не только за счет
пристройки алтаря, но и боковых приделов. Здание ук-рашено резным наличниками,
пропильными карнизами и имеет красивое завершение главой основного объема
и колокольни.
Сохранение построек того времени в старинных старожильческих селениях
и в пересе-ленческих деревнях важны для истории, для воспитания молодежи.
Литература.
1. А. Д. Колесников, «Памятники и памятные места Омска и Омской области»,
Омск, 1987.
|
.
страницы: |