|
Главное в этом ряду здание наркомтяжпрома так и не было воплощено в реальность,
хотя конкурс на его проект был уникальным - пример мегапространственного
развития - оказал влияние на пространственное развитие Москвы. Зданию
было отведено пространство на Красной площади на месте ГУМа, его энциклопедические
масштабы сделали бы находящийся рядом с ним Кремль игрушкой - это единодушно
демонстрируют разные проекты Весниных, Леонидова, Мельникова, Фомина.
Недалеко от Кремля появляется огромное здание СТО (совета труда и обороны,
теперь - Госдума), на Берсеневской набережной вырастает гигантский жилой
квартал Дома СНК и ЦИК (“Дом правительства”).
Это архитектурные вехи нового, государственного пространства столицы.
Новый масштаб призван сделать Москву, наряду с преобразуемой природой:
повернутыми вспять реками, ставшими цветущими садами пустынями, новым
природно-географическим явлением, сомасштабным с горами и морями социалистической
родины. С этого времени любое новое сооружение, будь то библиотека (Библиотека
им. Ленина, ныне Государственная Российская Библиотека), театр (Театр
Красной Армии, ныне Театр Российской Армии), учебное заведение (МГУ, МВТУ),
издательство (“Правда”, с 1992 года “Пресса”) стремится предстать архитектурным
воплощением государства, любое учреждение посредством архитектуры пытается
выглядеть составной частью государственной системы, заявить о своем присутствии
в иерархии власти.
Государственная Библиотека имени Ленина - это первый библиотечный комплекс
советской Москвы. Он создан на основе достижений науки своего времени.
На его проектирование в 1927 и в 1929 годах были проведены открытые конкурсы.
Они являлись выражением поисков и экспериментов, целью которых было воплотить
в архитектурных формах новое социальное содержание.
Комиссия под председательством комиссара народного просвещения А. В. Луначарского
приняла проект архитекторов В. Щука и В. Гельфрейха, в ту пору убежденных
сторонников классицизма. Этот проект выделяется среди других прежде всего
удачным градостроительным решением. Соседство библиотеки с Кремлем и известными
творениями русских зодчих В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. И. Желярди
и О. И. Бове (бывший дом Пашкова, здания московского университета и манежа)
предъявляло совершенно определенные требования: проектируемое здание должно
было органично войти в живописную панораму города. Автором этого проекта
это удалось. Библиотечный комплекс тактично соседствует со своим архитектурным
окружением. Здание библиотеки монументально и масштабно. Обширная терраса
с широкими парадными лестницами охватывает колоннады, в строе которых
можно угадать уверенный почерк создателей знаменитых пропилеев у Смольного
в Ленинграде. Главный вход акцентирован черным полированным гранитом колонн
и высоким аттиком с надписью и скульптурами. Нижний ряд этих скульптур
выполнен по рисункам В. Гельфрейха, верхний - В. Щуко.
Вертикальный строй всего сооружения подчеркивает его элементы: ленточные
окна-щели книгохранилища, пилоны фасадов, идущие почти на всю высоту здания,
завершающие их скульптуры. Раскрытию идейного содержания замысла способствует
монументально-декоративная скульптура. Между пилонами фасада разместились
бронзовые барельефы с изображениями учёных, писателей, мыслителей. Среди
них - Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Пушкин, Гоголь.
Комплекс библиотеки выполнен в сдержанном цвете: светлый мрамор пилонов
контрастирует с покрытой патиной бронзой барельефом, и в то же время сочетается
с серым цветом гранита лестницы террасы, черной полированной облицовкой
колоннады главного входа.
Первым театральным зданием, спроектированным и возведенным в советской
Москве, стало здание Центрального театра Советской Армии. Оно было построено
в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева на
площади Коммуны (сейчас площадь Суворова).
Театр Советской Армии значительно отличается от традиционных театральных
построек. Архитекторы задумали его как памятник-эмблему советской армии.
Поэтому объемно-пространственное решение здесь подчинено изобразительному
началу. В плане мы видим пятиконечную звезду, лучи которой окружены монументальной
колоннадой. Однако эта форма просматривается только сверху. Такое архитектурное
решение затруднило размещение основных театральных помещений. Ядро планировки
- зрительный зал веерного типа на 1950 человек. Вокруг него расположены
фойе и залы, в лучах звезды - буфеты, артистические комнаты. Над зрительным
залом находится репетиционный, который служит малой сценой, где также
идут спектакли.
Интерьеры театра украшают произведение монументальной живописи таки мастеров,
как Л. А. Бруни, А. А. Дейнека и В. А. Фаворских.
Почти одновременно с Центральным театром Советской Армии открылся первый
в советской Москве Концертный Зал имени П. И. Чайковского. Концертный
зал отличает благородство форм, монументальность и торжественность. Глухая
стена фасада декорирована сеткой орнаментального узора с традиционным
сочетанием красного и белого цветов, прямоугольный объем на уровне первых
этажей опоясан рельефной лентой с мощной колоннадой у входа. Зрительный
зал вмещает 1650 человек. Партер окружен трехъярусным амфитеатром: над
которым располагаются балконы.
Проектировали здание архитекторы Д. Н. Чечулин и К. К. Орлов, они использовали
незаконченную постройку театра Мейерхольда (проект архитекторов М. Г,
Бархина и С. Е. Вахтангова) на пересечении бывшей улицы Горького с Садовым
кольцом. В частности, были сохранены скругленный в плане зрительный зал,
амфитеатр, балкончики “вперебежку” по боковым стенам, два яруса колоннад,
полукругом расположенных вдоль стены.
Рядом с театром Советской Армии находится центральный музей Вооруженных
Сил России (СССР). Лаконичное по архитектуре здание с вертикальными полосами
витражей и световыми фонарями на кровле построено в 1965 году архитекторами
Н. Гайгаровым и Б. Бархиным. По сторонам от входа установлены баллистистическая
ракета и зарекомендовавший себя в годы ВОВ высокими боевыми качествами
танк Т-34.
Важнейшим и всеопределяющим фактором архитектурного процесса становится
программное обращение архитекторов к мировому зодческому наследию. В мае
1934 года в витринах на улицах Горького (ныне Тверской) выставляются проекты
новой архитектуры, окончательно сбросившей с себя “скелет конструктивизма”.
Намечается некоторая тенденция в новой архитектуре, архитектурном прошлом
советские зодчие должны собрать не “прошлое”, а “вечное”. Из исторического
наследия извлекается общечеловеческая суть: из готики - устремление ввысь,
но без мистицизма, из древнеегипетской - монументальность и мощь, но без
загробности, из греческой - гармония пропорций, но без аристократического
духа, из древнеримской - величие, но без классового угнетения. Советская
архитектура должна стремиться к конечному синтезу архитектурных стилей
прошлых эпох в качественно новых образах, где бы ни проходил человек,
по каким бы лестницам он ни поднимался, - перед ним, вокруг него - архитектурная
реальность несуществующего социалистического мира, утопия. Город социализма,
создан не для отдельного человека, а для организиванных масс. Архитектура,
словно сценическая декорация, осеняющая непрерывную, живую пластику народных
масс, демонстрирующих свой коллективизм и жизнеутверждающую безразличность.
В это время, в период осуществления Генерального Плана реконструкции Москвы,
проходит грандиозный конкурс на проект Дворца Советов. Конкурс был уникален
тем, что никто не знал, как должно выглядеть народное представительство
первого в мире государства рабочих и крестьян. Было представлено 160 проектов,
из них 24 зарубежными архитекторами, среди них были такие известные, как
Ле Корбюзье, В. Гропиус, Э. Мендельсон. Но этот замысел не был воплощен,
поскольку в нем было слишком много утопии. Но все же Дворец Советов был
построен, только под землей.
|
.
страницы: |