|
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.Здание
музея построено в центре Москвы, неподалеку от Кремля,в 1898-1912 годах
архитектором Р. Клейном .Это красивое момументальное сооружение с шестиколонным
портиком на высоком цоколе, с ведущей к входу широкой маршевой лестницей
по праву считается одним из лучших творений московского зодчего. Идея
создания в Москве Музея изящных искусств (так он назывался прежде) родилась
в среде передовой русской интеллигенции, а конкретное воплощение в жизнь
она получила благодаря инициативе профессора Московского университета
И. В. Цветаева. Он стал и первым директором музея. Первоначально музей
был задуман как университетский, в учебных целях. Но уже первая экспозиция
включала помимо слепков с выдающихся памятников древней и средневековой
скульптуры редкую коллекцию памятников древней Ассирии и Египта.
Неоклассическая тенденция практически не прерывалась в течение всего двадцатого
века, но приобретала различные формы. В 1910 году в ней воплощались классические
традиции как достояние национальной культуры. В том же году возникло движение
- “новая архитектура”. Она решительно отвергала все традиции исторических
стилей, выдвигая собственные принципы - конструктивный, функциональный,
эстетический. Первый из них был направлен на разработку новых металлических
и железобетонных конструкций, на поиски их выразительности самих по себе.
Второй принцип предполагал функциональную обусловленность архитектурных
форм, проистекающих в здании. Третий заключался в выработке форм лапидарных
и геометричных, отвечающих техническим свойствам новых материалов. Но
в широкое интернациональное движение, включившее в себя различные концепции
и социальные программы, “новая архитектура” превратилась с 20-х годов.
В церковном зодчестве распространилась тенденция башен, используемых в
архитектуре северных городов. Появилось стремление к средневековым формам
в архитектуре конторских построек (В. А. Покровский). “Национальная романтика”
дала возможность к сообщению национальной географический выразительности
железнодорожных вокзалов. Ярославский вокзал перестроен в 1902-1904 годах
по проекту архитектора Шехтеля. Ему удалось сочетать черты модерна с образами,
навеянными архитектурой сурового русского севера. Центральный вход вокзала
напоминает ворота могучей былинной башни. Она увенчана шатром, похожим
на юрту. В это необычное завершение входят другой шатёр и башня, созвучные
кремлевским. Живописная композиция, самобытность художественного образа,
богатая пластика, разнообразие строительных материалов - во всем проявились
новые творческие принципы, которые внес в русскую архитектуру Ф. Шехтель.
Подобно тому, как ярославское направление железной дороги подсказало Шехтелю
решение художественного образа здания, архитектура Казанского вокзала
также навеяна ассоциациями, почерпнутыми зодчим в путешествиях по древним
русским городам.
Автор этого самого молодого вокзала на площади (1913-1926, закончилось
строительство в 1940г.) А. Щусев шел по пути стилизации под древнерусскую
архитектуру. Использовав принцип “хоромной” композиции, он сочетал несколько
непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то
и торговые ряды. На одном из них - часы со знаками зодиака. Композиционно
их объединяет могучая вертикаль ярусной башни, прототипом которой служила
башня Сююмбеки в Казанском кремле. Завершает вокзальное здание шпиль с
драконом Зеланом, который был изображен на древнем гербе Казани. В декоре
Щусев широко использовал элементы московского барокко. Как для большинства
произведений неорусского направления, сказочно-экзотический наряд вокзала
не имеет органичных связей с его интерьерами, планировка которых обусловлена
функцией. Залы были расписаны художником Е. Лансере.
В архитектуре жилых домов это движение привело к стилизации декора фасадов.
Заключение
Вот и подошел к концу мой реферат.На этом закончился мой рассказ об архитектуре
Москвы ХХ столетия. Конечно рассказать обо всех постройках неудастся,так
же неудастся рассказать обо всех наиболее значимых с архитектурной точки
зрения. Но я выбрала здания в которых наиболее сильно отобразились основные
стилевые течения ХХ века в искусстве в целом.
Разумеется Москва и дальше будет стоится и развиваться.Вслед за новыми
технологиями придут новые потребности и, удовлетворяющие их, архитектурные
сооружения. А поскольку искусство развивается по спирали , то можно предпологать
, что скоро оно пройдет период деградации и вернется к прежним замкам,при
этом используя новые материалы и технологии.В общем ,можно сказать , что
такая тенденция намечается уже сейчас.
В целом ХХ век был наиболее насыщен стилями и направлениями,причем диаметрально
противоположными. И что интересно,каждое из направлений получило признание,
”свое место под солнцем”; все они были очень последовательными, одно вытекало
из другого. Уходящий век можно назвать концом огромной эпохи.Искусство
начиналось почти из ничего ,и подошло к 21 веку только с тем, что смогло
накопить за это огромное время.До недавнего времени,да и сейчас, появлялось
очень много сооружений отличающиеся отсутствием вкуса и пафосом. Разумеется
искусство переживало и спады и подъемы, но оно никогда не “вымирало”.На
самом деле это очень символично , что эпохи сменяют друг друга на границе
тысячелетий.Будем надеятся ,что уже в ближайшее время выделится направление,которое
станетначалом новой эпохи.
Список литературы:
1. Искусство Советского Союза: Сб. - Спб.: Аврора, 1982-688с.; ил.
2. Москва 850 лет: Северный Административный Округ. - М: АО “Московские
учебники и Картолитография”, 1997.-143 с.; ил.
3. Москва юбилейная: Альбом. - М: АО “Московские учебники и Картолитография”,
1998.-269 с.; ил.
4. Аполлон: Терм. словарь под общ. ред. А. М. Кантор. - М: Эллис Лак,
1997.-735с.; ил.
5. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. - М.: Моск. рабочий, 1978,
352с., Иконников А.В.
6. Москва: Диалог путеводителей, М.: Московский рабочий, 1986 г., Ю.Александров,
494с.; ил.
7. Москва: Краткий путеводитель, М.: Московский рабочий, 1987, С. Фролкин.
8. Москва :Энциклопедия,М.:Советская энциклопедия,1980г.
|
.
страницы: |