|
Введение.
Малые водоотводные сооружения устраиваются в местах пересечения автомобильной
дороги с ручьями, оврагами или балками, по которым стекает вода от дождей
или таяния снега. Количество водопропускных сооружений зависит от климатических
условий и рельефа, а стоимость их составляет 8-15% от общей стоимости
автомобильной дороги с усовершенствованным покрытием. Поэтому правильный
выбор типа и рациональное проектирование водопропускных сооружений имеют
большое значение для снижения стоимости строительства автомобильной дороги.
Большую часть водопропускных сооружений, строящихся на автомобильных дорогах,
составляют трубы. Водопропускные трубы — это искусственные сооружения,
предназначенные для пропуска под насыпями дорог небольших постоянных или
периодически действующих водотоков. Они не меняют условий движения автомобилей,
поскольку их можно располагать при любых сочетаниях плана и профиля дороги.
Они практически не чувствительны к возрастанию временной нагрузки и динамическим
ударам, требуют меньшего расхода материала на постройку и меньших затрат
на содержание и ремонт, допускают более высокие скорости течения воды
в сооружении по сравнению с мостами, а поэтому при разных размерах пропускная
способность их выше. Для увеличения водопропускной способности наряду
с одноочковыми трубами применяются и многоочковые. Трубы не стесняют проезжую
часть и обочины, а также не требуют изменения типа дорожного покрытия.
Кроме того, трубы строятся полностью сборными из железобетонных и бетонных
элементов небольшой массы, что позволяет пользоваться кранами малой грузоподъемности.
Труба состоит из средней части, входного и выходного оголовков. Средняя
часть трубы обычно разделена на звенья, установленные на фундамент, объединяющий
их в секции, или на грунтовую подушку. Между секциями устраивают сквозные
деформационные швы для предотвращения трещин или других повреждений трубы
от воздействия неравномерной осадки. Нижнюю часть отверстия или дно трубы
оформляют в виде лотка, которому придают продольный уклон с учетом уклона
лога на месте устройства трубы. Уклон трубы обеспечивают путем ступенчатого
расположения ее секций.
Трубы под насыпями можно классифицировать по следующим признакам:
? по характеру протекания воды;
? по форме поперечного сечения трубы;
? по конструкции входной части трубы;
? по материалу труб.
По характеру протекания воды различают трубы напорные, безнапорные и полунапорные.
? в напорных трубах вода заполняет все сечение трубы.
? в трубах безнапорных поток на всем протяжении трубы имеет свободную
поверхность.
? в полунапорных трубах входное сечение трубы затоплено, а на остальном
протяжении поток имеет свободную поверхность.
По форме поперечного сечения трубы бывают круглые, овальные, трапецеидальные,
прямоугольные, треугольные.
По конструкции входной части различают трубы:
? с портальным оголовком;
? с раструбным оголовком;
? с воротниковым оголовком; при воротниковом оголовке трубы срезаны в
плоскости откоса насыпи, а потому их иногда называют трубами со скошенными
оголовками;
? с коридорным оголовком;
? с обтекаемым оголовком.
По материалу трубы бывают железобетонные, металлические, деревянные, бетонные,
каменные и др.
1. Исходные данные и краткая характеристика района проектирования.
1.1. Исходные данные.
1. Район проектирования — Воронежская область.
2. Интенсивность движения на двадцатилетнюю перспективу — по курсовому
проекту №1.
3. Топографическая карта — по курсовому проекту №1.
4. Продольный профиль — по курсовому проекту №1.
1.2. Климат.
Воронежская область расположена в III-ей дорожно-климатической зоне —
зоне со значительным увлажнением грунтов в отдельные периоды года. Для
района проложения автомобильной дороги характерен климат с не очень холодной
зимой и теплым летом, что видно из дорожно-климатического графика (рис
1.1).
Лето теплое: среднесуточная температура наиболее жаркого месяца (июля)
составляет +20,4?С; зимы не холодные со среднесуточной температурой наиболее
холодного месяца (января) –9,2?С. Отрицательные температуры воздуха бывают
с ноября по март, а расчетная длительность периода отрицательных температур
Т=179 сут.
Абсолютный максимум температуры воздуха в году достигает +35?С, минимум
-32?С. Следовательно, амплитуда температуры составляет 67?С. Годовая средняя
суточная амплитуда температуры воздуха бывает в июне (13,2?С), а максимальная
в феврале (30,2?С).
За год выпадает 696 мм осадков; количество осадков в жидком и смешанном
виде 612 мм за год; суточный максимум 112 мм. Средняя за зиму высота снежного
покрова составляет 25 см, а число дней со снежным покровом до 142 сут
(период 04.12 — 29.03).
Для рассматриваемого района зимой преобладают ветры северного и западного
направлений. Летом преобладают ветры южного и юго-восточного направлений
(рис 1.2). Средняя скорость ветра за январь равна 3,22 м/с. Максимум из
средних скоростей по румбам за январь — 6,8 м/с. Средняя скорость ветра
за июль равна 3,55 м/с. Максимум из средних скоростей по румбам за июль
— 4,4 м/с.
1.3. Гидро-геологические условия.
По характеру и степени увлажнения проектируемый район относится к 1-му
типу местности: поверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют
на увлажнение верхней толщи; почвы серые, лесные слабоподзолистые, в северной
части зоны — темно-серые лесные и черноземы оподзоленные и выщелоченные.
В районе дороги грунты представлены супесями.
|
.
страницы: |