проза
стихи
графика
Статьи
другое
    Василина Орлова     
 


ТРИ УДИВЛЕНИЯ

Нарциссы в зеркале текста

стр. 2

 

  почта
  форум
  ссылки

 

 

1
2
Мутная, тёмная, молодая, блестящая

«Женская проза» считается априори «не такой»: слезливой, рыхлой, мутной, тёмной, короче, совсем по Пифагору, делящему мир на бинарные оппозиции.

Тем не менее, есть тексты, выполненные женщинами, в том числе и молодыми женщинами, в которых присутствует зрелый, уверенный, по-мужски рельефный стиль, а равно крепкий и ладный, без рассусоливаний, сюжет.

Ксения Букша – одно из несомненных открытий Филатовской программы «Молодые писатели России». Возможно и даже наверняка, её «открывал» кто-нибудь и раньше, но она получила известность во многом благодаря Форумам в Липках. Несмотря на свой вопиюще юный возраст (а ей 21), эта питерская внезапность уже выпустила несколько книг, в том числе историческую повесть «Эрнст и Анна» (опубликована в сборнике «Пролог»). В «Амфоре» вышла книжка «Алёнка-партизанка». Новинка – «Дом, который построим мы». Критики дружно удивляются плодовитости молодого автора, и, главное, уровню этой плодовитости, хорошей степени владения словом, сюжетом. И есть чему удивляться. Хотя собственно исторического, например, в повести «Эрнст и Анна» мало, главное в ней – метафорические, фантазийные мосты с миром сегодняшним.

Ирина Денежкина . Быстрый взлет её очень у многих вызвал неприятие. Не по заслугам, мол. Может быть. И может быть, Ирина Денежкина – «всего лишь коммерческий проект издательства», как кто-то писал о ней. Но это не важно. Её рассказы вполне могут составить предмет для размышлений. Если не как оригинальное мировидение, – в конце концов, было бы странно, если бы у вчерашней школьницы уже сформировалось завершённое мировоззрение – то как фотографии действительности, слепки с реальности. Ирина – акын: что вижу, то пою. Можно, конечно, ужасаться нарисованными ею образами: неужели и впрямь наша молодежь, девушки в столь нежном возрасте, так развязны, распущенны, грубы? Могут и завернуть трехэтажным матом… Но что ж делать, если это реальность? Некоторым критикам такой подход кажется не заслуживающим серьёзного читательского внимания: зачем так писать о жизни, мы её и без того видим. Но на подобные реплики даже и отвечать странно. По словам некоторых литературных аналитиков, тексты Денежкиной – не предмет литературы, а явление культуры. Посмотрим.

Маша Королёва – селфмейдвумен, самодельная женщина. Она позиционировала себя с самых истоков своей литературной деятельности как человека, который, прежде всего, делает и продаёт книги, при этом находя их ещё и хорошим способом развлечения. Она говорит о себе как о профессиональной бездельнице, при этом сотрудничает с крупными издательствами. Маша Королёва обладает бесспорным даром трудоспособности: она написала больше десяти романов, («Белая река», «Не родись красивой», «Цвет неба», «Платье невесты, или Ваш выход, дрянь!») и все они опубликованы большими по нынешним временам тиражами. Уже одно это показатель, что она будет прочитана теми, до кого не доберутся обсуждаемые критиками книжные новинки. Маша работала манекенщицей, ведущей на телевидении, – она знает мир, о котором пишет. Маша Королёва показательна как символ.

Передо мной недавно выпущенная книжка Нины Шуруповой «Городские вороны и другие истории». Эта книга – художественное исследование обыденности. Сперва может показаться, что за этой безыскусностью, нарочитой простотой женских историй нет даже второго плана. Но постепенно понимаешь, что стереоскопичность, глубину здесь создают точность образа, добрая, мягкая ирония.

И здесь снова мы должны задаться вопросом, что такое «женская проза». Только ли история, рассказанная женщиной о женщине? И всегда ли такая история – женская? Героини Нины Шуруповой - типично женских профессий: медсестра, художница, журналистка, преподавательница, проститутка – я прошу прощения, что перечисляю через запятую, как равнозначные, но таков уж рельеф современной местности, в котором женщина вынуждена обретать себя – находятся в непрестанном поиске тверди. А твердь эта - любовь. И не только и не столько любовь мужчины. Это любовь к большему. И к сосредоточию этого большего – к ребёнку.

В рассказе «Вы не передумали?» Алёна, одинокая русская женщина, чувствуя необоримую необходимость материнства на излёте того возраста, когда оно ещё возможно, подмечает на рынке кавказца, торгующего мясом, и обращается к нему со странной просьбой найти отца её будущему ребенку среди соплеменников. Зачем?! – изумляемся мы вместе с торговцем. Нет у автора ответа, но мы все отвечаем по-своему. Может, затем, что что-то ушло из других мужчин? Невозвратно?

Она проходит через беду, через глумливое отношение к «сумасшедшей бабе». И, похоже, она знает, зачем. Рожает, – и косые взгляды сменяются уважением и любовью. Таков сюжет. Но сюжет совершенно не в этом. Рассказ – о страстной натуре, которая в одиночку, стиснув зубы, преодолевает страх. О тотальном невезении, о вере и неверии, способности встать над обстоятельствами… Когда человек побеждает одиночество в одиночку, это становится предметом внимательного взгляда Нины Шуруповой. Становится предметом литературы.

Все эти молодые авторы очень заметны. И назвать удалось не всех, кого хотелось. Они талантливы – и настолько, что порой строчки их произведений побуждают остановиться в изумлении. Их довольно много, и это еще одно удивительное обстоятельство, которое, само по себе, будем надеяться, немного утишит плач по умершей (как нам сказали) литературе.

Они все очень разные – и это третье удивление. Даже если кто-то из них (или «извне») захочет провозгласить себя неким направлением, тенденцией, движением – это будет большой натяжкой. Незрело и преждевременно. Разобраться в направлениях можно будет только существенно позже.

 

 

© Василина Орлова
оформление   © Семён Расторгуев

«Литературная газета», №28, 14-20.07.2004
адрес статьи: http://city-2.narod.ru/vs/p21.html


 
 
 

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2005



→ следущая статья  

   
   
Hosted by uCoz