|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Метод архитектурной бионики — МЕХАНИЗМ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
|||||
Исторический подход к изучению живой природы с архитектурными целями изменялся в соответствии с потребностями и переменами в стилевых направлениях архитектуры. Как выглядит метод архитектурной бионики сегодня? Представьте себе раковину в руках архитектора. Если ее увеличить в тысячу раз , она чем - то напоминает архи тектурные формы — покрытие над большим стадионом , цирком , концертным залом : такое же складчатое образование , но чем - то неуловимым привлекательнее, изящнее , живописнее . В чем дело ? Почему раковина кажется совершеннее по форме , чем покрытие над стадионом ? Нельзя ли эту красоту перенести в архитектуру ? А может быть, за этой красотой , за этой гармонией скрывается и что - то полезное? Вполне возможно! В живом мире — множество интересных форм , но как к ним подой ти , с чего начать , чтобы обнаружить , изучить , оценить и правильно использовать то , что нам нужно , что полезно для архитектуры ? На эти вопросы должна ответить архитектурно - бионическая методика исследования при родных форм . Метод архитектурной бионики — это своеобразный " механизм ", который помогает , с одной стороны , сде лать эффективными научные результаты архитектурно - бионических исследований , что способствует их быстрейшей реализации в архитектурной практике , с другой , формирует основу для преодоления встречающихся различных извращений , дискредитирующих архитектур но - бионические идеи . Что же мы подразумеваем под методом? Об этом нужно заранее сказать в связи с наличием различных его трактовок . Известно , что метод , взятый на вооружение для достижения той или иной поставленной цели , — это порядок действия , отражающий ( но не копирующий ) суть иссле дуемых процессов , их содержание . Содержание контролирует также границы метода . Метод — это система с обратными связями : содержа ние явления ^ механизм метода . Отсюда , чем глубже познаются явления , тем совершеннее становится метод : метод динамичен и не может быть догматизирован . А вот что говорил по поводу взаимосвязи содержа ния и метода великий немецкий поэт , философ , натура лист Гёте : " Метод без содержания ведет к пустому умнича - нию . Содержание без метода— мечтательство ". Вместе с тем метод не тождествен содержанию ( и по методу нельзя давать определение науке , хотя сам метод может стать объектом науки ). Об этом , на ошибке , например Н . Винера , пишет М . Сетров : ". . . создав абстракцию машины и обнаружив , что под эту абстракцию подходит организм , некоторые кибернетики заявляют , что между машиной и организмом нет разни цы , имея в виду при этом уже конкретную машину . Метод в отличие от объективного явления , например живой природы , — всегда абстракция . Следовательно , не научной была бы трактовка объективных законов развития живой природы , как " метода развития ". Та кое понимание возможно лишь в Смысле абстрагированного человеческим мышлением действий законов развития живой природы . Метод архитектурной бионики , как , впрочем , и сама бионика , историчен . Вначале люди познавали внешние ( общие ) признаки явления , отсюда на заре формирования человечества появляется в архитектуре , как уже говорилось , подражание формам живой природы и строительной деятельности животных . ( Возможно , это было и не подражание , а проявление сходной с живот ными сущности человека , однако , суть дела от этого не менялась .) В египетской архитектуре отмечалось активное применение законов образования форм живой природы ( цветы и стебли растений папируса, лотоса в капителях и Взять , например , историю изучения скорлупы куриного или вообще птичьего яйца. К ней обращались еще в старине . Известный зодчий раннего Возрождения Брунеллеско, создавая купол Флорентийского собора , освоил законы геометрии скорлупы яйца. Одновременно через геометрию он перебросил мостик к его конст рукции , к тектонике , т . е . освоил красоту механической работы конструкции (рис . 1). То же самое произошло при проектировании Плане тария в Москве (рис . 2) : архитекторы М . Барщ и М . Си нявский использовали природную форму яйца в геомет рически - тектоническом плане (1927 — 1929). В настоящее время бионики , изучая форму птичьего яйца , переходят к более глубокому анализу . Они прони кают в происхождение " технологии " производства и пытаются решить вопросы — откуда такая форма , с чем она связана ? А производство яйца есть как бы миниатюрная фабрика , на конвейерной линии которой создаются в единстве форма , конструкция и функции живого организма . Принципы производства яйца пыта ю тся изучить инженеры , чтобы затем внедрить их в тех нологию производства строительных конструкций . Изучается структура скорлупы яйца . Оказывается , < го она состоит из семи слоев . Каждый слой имеет свое функциональное назначение . В результате — скорлупа чйца предохраняет живой , развивающийся организм от различных неблагоприятных атмосферных воздей - гтвий . В то же время она позволяет зародышу потреблять необходимую норму влаги , ассоциированной из отмосферы , дышать , осуществлять обмен веществ и т . д . Скорлупа не пропускает снаружи воду , но в обрат ном направлении способна отдавать излишки влаги — она дышит . Здесь — полупроводниковый принцип . Вот так в комплексе изучается эта форма . Не только ее геометрия , красота , но и технология , конструкция и другие принципы ее формообразования . На базе этих знаний совершенствуется и метод исследования птичьего яйца и других природных структур . В наше время есть тенденция привлечь в архитекту ру для решения ее творческих проблем методы точных наук , например математики и кибернетики . В принципе это не противопоказано , так как трудно резко отделить одно явление в мире от другого . Но здесь не может быть подмены этими методами собственно творческого метода в архитектуре , а отдельные попытки такого рода.
Рис . 1. Скорлупа яйца — использование конструкции и формы . Скорлупа яйца и купол Флорентийского собора Сайта Мария дель Фьоре , 1420 — 1434 гг . Архит . Брунеллеско существуют . Рис . 2. Купол планетария в Москве , 1929 г . Архитекторы М . Барщ и М . Синявский ( фото Л . В . Кучинского) Каждый сформировавшийся метод , касается ли это науки или художественного творчества , имеет тенден цию не к выходу в другие области знания и деятель ности , а к " эгоцентризму ", к совершенствованию самого себя . Однако существуют методы , ближе или дальше от стоящие один от другого . В этом отношении метод архитектурной бионики весьма близок к методу архитектурного творчества , поскольку они связаны между собой весьма родственными процессами формо образования . Кроме того , здесь помогает и синтетичность архитектурной бионики , имеющей дело с комп лексными , сгармонизированными системами живой природы , в которой неразрывно слились физические свойства структур с функцией жизнедеятельности и с красо той ее форм . Оценка последней связана с исторически закономерным процессом эстетического освоения чело веком форм живой природы и использование законов красоты живой природы в различных областях твор ческой деятельности человека. |
. страницы: | ||||
|
|||||
. содержание: | |||||
. архи.Лекции |
|||||
. архи.проекты: | |||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | |||||
. архи.другое: | |||||
. архи.дизайн: | |||||
рaдизайн © 2005 | |||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |