arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Метод архитектурной бионики МЕХАНИЗМ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Границы метода также определяются содержанием явления и исторической возможностью его изучения. Отсюда и опасность забегания вперед. По этому поводу известный американский ученых - биолог Мартека в книге "Бионика" говорит так : "Каждая новая идея похожа на испуганную лошадь. Если хоть чуть-чуть отпустить поводья, лошадь может понести. Имея дело с новыми идеями, необходимо всегда сохранять трезвость суждения и здравый смысл.

Иначе говоря , понимать исторические границы явлений.

Каждая методика должна решать вопрос , куда и зачем стремиться , какова цель исследования .

В данном случае творческий метод понимается как средство решения творческих задач архитектуры .

Целевую установку можно охарактеризовать так : если содержание — стержень , то цель — это ядро метода , его " идеология ", его " политика ".

Целевую установку архитектурной бионики опреде­ ляет архитектура , организация архитектурной среды .

Архитектура , представляя собой многостороннюю об­ ласть общественной практики , объединяет материаль­ ную и духовную культуру , включая искусство .

Основное назначение архитектуры — это создание материально организованной пространственной среды , функционирующего пространства , " сферы действия " для разных социальных процессов — труда , быта , культуры . Отсюда и специфика освоения в архитектурной бионике пространственной организации и принципов функционирования форм живой природы ( например , в отличие от биологии , биохимии , технической биони­ ки и т . д .).

Архитектура оказывает большое воздействие на лю­ дей : этим определяется ее идеологическое значение , которое также учитывается при создании архитектур­ ных сооружений и проявляется не только в ее социально - утилитарном , но и в художественно - эстетическом и композиционном качествах . В связи с этим возникает одна из важнейших методических задач архитектурной бионики — решение ее эстетических проблем , которые мы рассмотрим ниже .

Требования , предъявляемые к архитектуре , вклю­ чают в себя наряду с удобством и красотой также тех­ ническую целесообразность и экономичность зданий . Технический аспект — один из важнейших в архитектур­ ной бионике , но в противовес развивающейся в науке технической бионике он не является самодовлеющим .

Архитектурно - бионический метод подчинен , как ужа говорилось , в первую очередь социально - функциональ­ ной организации архитектурных форм . Техника же здесь выступает в качестве средства реализации этой задачи . Однако нельзя преуменьшать роль техники и в формо­образовании архитектуры : заимствованные из природы " технические " средства — строительные материалы и конструкции — включаются непосредственно в архи­ тектурную форму и таким образом существенно влия­ ют на ее пространственную организацию , ее художест­ венно - эстетические свойства .

Рассматриваемая здесь как цель архитектура ( пред­ ставленная в виде теоретической модели ) служит подо­ бием матрицы для получения комплектарной модели архитектурной бионики , в которой происходит процесс репликтации — восстановления структуры архитектуры и содержания ее метода ( подобный процессу репликтации ДНК ).

В итоге архитектурная бионика , как небезоснова­ тельно утверждают , не техническое направление в нау­ ке , а ее метод , как метод архитектуры — не технический . Он подразумевает не только инженерное творчест­во , но и создание художественно - осмысленных , соци­ально - функциональных пространственных систем архитектуры . Поэтому его нужно заранее программиро­ вать как метод научно - художественного творчества . Эта черта и есть собственно отражение специфики архи­ тектурного творчества .

С точки зрения методической , архитектура направ­ ляет , ориентирует , диктует метод архитектурной биони­ ки , но не всецело детерминирует его специфику . А , как известно , именно в специфике заключается ценность и оригинальность каждого научного метода .

Специфика метода архитектурной бионики и его ре зультатов в архитектуре ( в пределах архитектурного метода ) возникает на стыке архитектурной и биологи­ческой наук , на стыке познания законов развития ар­ хитектуры и живой природы и вытекает из соотноше­ ния этих систем или подсистем , если их рассматривать в системе архитектурной бионики . Специфика метода последней рождается в результате разрешения диалек­ тического противоречия между общественным ( архи­ тектура ) и биологическим ( живая природа ) характера­ ми этих явлений .

Может возникнуть вопрос вообще о возможности совмещения общественных и естественных явлений . Однако , например , наш современник М . Розенталь , анализируя работы В . И . Ленина о диалектике , говорит : " Вместе с тем , по мысли Ленина , речь идет о тесной связи естест­ венных наук с общественными науками , подчинении сил приро­ ды с преобразованием общества , ибо в конечном счете револю­ция в естествознании и социалистическая революция представ­ляют собой в современную эпоху звенья единого процесса , кото­рый должен способствовать освобождению человечества от гос­ подства слепых сил природы и общества".

Важнейшая методическая задача в проблеме установ­ ления связей между процессами живой природы и об­ щественными ( архитектурой ) — выбор такого уровня и таких средств , которые помогли бы преодолеть указанное противоречие .

Таким уровнем может быть рассмотрение архитекту­ры и живой природы в качестве целостных , динамичес­ ки развивающихся информационных ( а не физичес­ ких — энтропийных ) систем . Отсюда — необходимость использования механизма системно - структурного анали­ за , органически входящего в метод бионики . Напомним , что системно - структурный анализ , исторически сфор­ мировавшийся на основе изучения именно законов живой природы ( А . Богданов , Л . фон Берталланфи ), дает возможность : а ) абстрагироваться от конкретных типологических и видовых признаков архитектуры и живой природы : б ) соотносить принципы функциони­ рования и формирования структур в их развитии . Эту сторону метода можно характеризовать как аналити­ ческую , абстрактную , в которой предметом исследова­ ния являются не конкретные взаимодействия вещей , а абстрактно выделенные взаимодействия их отдельных свойств , в основном принципов ( принципы компенса­ ции и корреляции средств функционирования " гибкос­ ти ", динамичности и т . д .). При таком подходе в основе выделенных для сравнения системы или подсистем дол­ жны лежать качественно однородные законы .

Само изучение системно - структурных принципов жи­ вой природы в архитектурной бионике ( архитектура <=> живая природа ) имеет непосредственный практический выход на архитектуру , заключающийся в использовании выработанных живой природой в течение миллионов лет законов и механизмов формирования высокоорганизо­ванных систем , а на этой основе — объективных зако­ нов гармонии в фило - и онтогенезе (принцип совершенствования , соотношения структур и функций , саморегуляции и т. д.).

Однако архитектурно - бионический метод нельзя ог­ раничивать применением лишь механизма системно - структурного анализа и выходом на абстрагированный уровень формообразования . Это значило бы выхола­ щивание " души " архитектурной бионики , чувственного восприятия и творческой переработки в архитектуре конкретных свойств живой природы .

Как в архитектуре , так и в живой природе формы конкретны . Поэтому при переходе от природных форм к архитектурным необходимо от общего переходить к конкретному , частному , к исследованию богатства и разнообразия форм мира живой природы и архитектуры в их конкретном проявлении .

  . страницы:
1
2
3
4
5
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz