|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Метод архитектурной бионики — МЕХАНИЗМ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
|||||
Границы метода также определяются содержанием явления и исторической возможностью его изучения. Отсюда и опасность забегания вперед. По этому поводу известный американский ученых - биолог Мартека в книге "Бионика" говорит так : "Каждая новая идея похожа на испуганную лошадь. Если хоть чуть-чуть отпустить поводья, лошадь может понести. Имея дело с новыми идеями, необходимо всегда сохранять трезвость суждения и здравый смысл. Иначе говоря , понимать исторические границы явлений. Каждая методика должна решать вопрос , куда и зачем стремиться , какова цель исследования . В данном случае творческий метод понимается как средство решения творческих задач архитектуры . Целевую установку можно охарактеризовать так : если содержание — стержень , то цель — это ядро метода , его " идеология ", его " политика ". Целевую установку архитектурной бионики опреде ляет архитектура , организация архитектурной среды . Архитектура , представляя собой многостороннюю об ласть общественной практики , объединяет материаль ную и духовную культуру , включая искусство . Основное назначение архитектуры — это создание материально организованной пространственной среды , функционирующего пространства , " сферы действия " для разных социальных процессов — труда , быта , культуры . Отсюда и специфика освоения в архитектурной бионике пространственной организации и принципов функционирования форм живой природы ( например , в отличие от биологии , биохимии , технической биони ки и т . д .). Архитектура оказывает большое воздействие на лю дей : этим определяется ее идеологическое значение , которое также учитывается при создании архитектур ных сооружений и проявляется не только в ее социально - утилитарном , но и в художественно - эстетическом и композиционном качествах . В связи с этим возникает одна из важнейших методических задач архитектурной бионики — решение ее эстетических проблем , которые мы рассмотрим ниже . Требования , предъявляемые к архитектуре , вклю чают в себя наряду с удобством и красотой также тех ническую целесообразность и экономичность зданий . Технический аспект — один из важнейших в архитектур ной бионике , но в противовес развивающейся в науке технической бионике он не является самодовлеющим . Архитектурно - бионический метод подчинен , как ужа говорилось , в первую очередь социально - функциональ ной организации архитектурных форм . Техника же здесь выступает в качестве средства реализации этой задачи . Однако нельзя преуменьшать роль техники и в формообразовании архитектуры : заимствованные из природы " технические " средства — строительные материалы и конструкции — включаются непосредственно в архи тектурную форму и таким образом существенно влия ют на ее пространственную организацию , ее художест венно - эстетические свойства . Рассматриваемая здесь как цель архитектура ( пред ставленная в виде теоретической модели ) служит подо бием матрицы для получения комплектарной модели архитектурной бионики , в которой происходит процесс репликтации — восстановления структуры архитектуры и содержания ее метода ( подобный процессу репликтации ДНК ). В итоге архитектурная бионика , как небезоснова тельно утверждают , не техническое направление в нау ке , а ее метод , как метод архитектуры — не технический . Он подразумевает не только инженерное творчество , но и создание художественно - осмысленных , социально - функциональных пространственных систем архитектуры . Поэтому его нужно заранее программиро вать как метод научно - художественного творчества . Эта черта и есть собственно отражение специфики архи тектурного творчества . С точки зрения методической , архитектура направ ляет , ориентирует , диктует метод архитектурной биони ки , но не всецело детерминирует его специфику . А , как известно , именно в специфике заключается ценность и оригинальность каждого научного метода . Специфика метода архитектурной бионики и его ре зультатов в архитектуре ( в пределах архитектурного метода ) возникает на стыке архитектурной и биологической наук , на стыке познания законов развития ар хитектуры и живой природы и вытекает из соотноше ния этих систем или подсистем , если их рассматривать в системе архитектурной бионики . Специфика метода последней рождается в результате разрешения диалек тического противоречия между общественным ( архи тектура ) и биологическим ( живая природа ) характера ми этих явлений . Может возникнуть вопрос вообще о возможности совмещения общественных и естественных явлений . Однако , например , наш современник М . Розенталь , анализируя работы В . И . Ленина о диалектике , говорит : " Вместе с тем , по мысли Ленина , речь идет о тесной связи естест венных наук с общественными науками , подчинении сил приро ды с преобразованием общества , ибо в конечном счете революция в естествознании и социалистическая революция представляют собой в современную эпоху звенья единого процесса , который должен способствовать освобождению человечества от гос подства слепых сил природы и общества". Важнейшая методическая задача в проблеме установ ления связей между процессами живой природы и об щественными ( архитектурой ) — выбор такого уровня и таких средств , которые помогли бы преодолеть указанное противоречие . Таким уровнем может быть рассмотрение архитектуры и живой природы в качестве целостных , динамичес ки развивающихся информационных ( а не физичес ких — энтропийных ) систем . Отсюда — необходимость использования механизма системно - структурного анали за , органически входящего в метод бионики . Напомним , что системно - структурный анализ , исторически сфор мировавшийся на основе изучения именно законов живой природы ( А . Богданов , Л . фон Берталланфи ), дает возможность : а ) абстрагироваться от конкретных типологических и видовых признаков архитектуры и живой природы : б ) соотносить принципы функциони рования и формирования структур в их развитии . Эту сторону метода можно характеризовать как аналити ческую , абстрактную , в которой предметом исследова ния являются не конкретные взаимодействия вещей , а абстрактно выделенные взаимодействия их отдельных свойств , в основном принципов ( принципы компенса ции и корреляции средств функционирования " гибкос ти ", динамичности и т . д .). При таком подходе в основе выделенных для сравнения системы или подсистем дол жны лежать качественно однородные законы . Само изучение системно - структурных принципов жи вой природы в архитектурной бионике ( архитектура <=> живая природа ) имеет непосредственный практический выход на архитектуру , заключающийся в использовании выработанных живой природой в течение миллионов лет законов и механизмов формирования высокоорганизованных систем , а на этой основе — объективных зако нов гармонии в фило - и онтогенезе (принцип совершенствования , соотношения структур и функций , саморегуляции и т. д.). Однако архитектурно - бионический метод нельзя ог раничивать применением лишь механизма системно - структурного анализа и выходом на абстрагированный уровень формообразования . Это значило бы выхола щивание " души " архитектурной бионики , чувственного восприятия и творческой переработки в архитектуре конкретных свойств живой природы . Как в архитектуре , так и в живой природе формы конкретны . Поэтому при переходе от природных форм к архитектурным необходимо от общего переходить к конкретному , частному , к исследованию богатства и разнообразия форм мира живой природы и архитектуры в их конкретном проявлении . |
. страницы: | ||||
|
|||||
. содержание: | |||||
. архи.Лекции |
|||||
. архи.проекты: | |||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | |||||
. архи.другое: | |||||
. архи.дизайн: | |||||
рaдизайн © 2005 | |||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |