|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Метод архитектурной бионики — МЕХАНИЗМ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
|||||
Принципы аналогий и гомологии представляют собой диалектическую пару, в которой все элементы дополняют друг друга. Например, когда говорят о гомологичных органах, то опираются на выявленное сходство ( аналогию ) в их строении. Если же мы обращаемся к аналогиям в разных явлениях, мы тем самым определяем черты их родства ( гомологичность ). Принцип гомологии может быть использован и в архитектурной бионике для установления родственных связей в постройках живых организмов и архитектурных сооружений . Строительство, например , плотин бобрами и человеком имеет родственные корни. В свое время запруды, устраиваемые человеком и бобрами, были аналогичными . Плотины же гидроэлектростанций приобрели новые функции — обеспечение производства электроэнергии . Остается , однако , общим план ( идея ) построения запруды . И в этом отношении плотины гидроэлектростанций гомологичны ( родственны ) плотинам бобров . Также значительно изменилась форма и функция жилья ( включая и транспортные жилые ячейки ) по сравнению с убежищем первобытного человека , сходным с термитниками , гнездами птиц , жилыми постройками тех же бобров . Идея вант , стальных проводов и т . п . ведет свое про исхождение от паутины паука , гибких лиан , расчленен ных волокон льна и т . д . Однако подобные системы по родили различные , гомологичные функции в челове ческой деятельности — линии высокого напряжения , подвесные дороги и висячие мосты , вантооые покры тия зданий , рыболовецкие сети . В соответствии с открытым в 20- х годах нашего сто летия акад . Н . И . Вавиловым законом гомологических рядов в наследственной изменчивости устанавливается сходство " формообразовательных " процессов не только у организмов близких видов родов и семейств , но и сходство гомологических рядов и семейств растительно го и животного мира , органических соединений ( углеводородов ), систем и классов кристаллохимии [7]. Здесь идет речь о сходстве именно формообразовательных процессов в весьма различных системах , а не о сход стве структур ( подразумевается видовое сходство — Ю . Л .) [8]. Основой формообразовательных процессов в архи тектуре являются в первую очередь общественные и биологические потребности человека . Немалое значение имеют здесь поведенческие факторы человека , обуслов ленные его биологией , физиологией , психофизиологией . И в этом случае принцип гомологических рядов позволяет вскрыть многие поведенческие стороны человека на основании уже изученных примеров жизнедеятельнос ти и поведения других живых организмов , например в отношении действия радиации , света , цвета , взаимодей ствия с физическими массами , материалами , конструкциями и т . д . В теории архитектуры не раз возникала проблема антропоморфизма ( изучение пропорций чело века в " золотом сечении " от Леонардо да Винчи , Аль брехта Дюрера до Адольфа Цейзинга в XIX в . и модуло - ра Ле Корбюзье ). Теория антропоморфизма все же не получила глубокого и широкого развития в архитекту ре , и к ней стоит вернуться , по нашему мнению , на осно ве бионики . М . И . Сетров по поводу принципа " гомологии " пишет : " Однако общность происхождения не может полностью объяс нить общность организации , поскольку за долгий период эво люции биологических систем они имели время коренным обра зом преобразоваться " f 2]. И здесь на помощь приходит упоминавшийся прин цип аналогий , который позволяет обнаруживать сход ство в организации различных систем . Добавим также , что , если аналогии являются свиде тельством схождения — конвергенции признаков различных по происхождению объектов , то гомологии , наоборот , говорят о расхождении — дивергенции ( постепен ном исчезновении ) принципов развития ранее родствен ных объектов . Таким образом , их использование в архи тектурной бионике может воссоздать интересную карти ну соотношения приобретенного и утерянного как отдельно в живой природе и в архитектуре , так и в их взаимодействии . Практически в архитектурной бионике процесс освое ния законов живой природы идет от функций живых объектов к аналогичному функциональному назначе нию архитектуры , а также от природных форм , " очи щенных " от тех их элементов , которые чужды архитектуре , к творческой осмысленной архитектурной форме . Как говорят ученые , осуществляется процесс отчужде ния деталей и ненужных элементов . Вместе с тем реали зуется процесс включения " недостающих элементов ", т . е . совершенствование моделируемого объекта . В архитектурной бионике , поскольку она связана с красотой форм живой природы и в соответствии с процессом репликтации ее модели — с искусством архитек туры , возникают эстетические и , более того , художественные проблемы . Их разрешение идет главным обра зом по линии освоения объективных основ гармонии , общих для архитектуры и живой природы . Впрочем , в определенных ситуациях это подразумевает весьма контрастные интерпретации красоты форм живой при роды в архитектуре . В принципе , демократической и гуманистической направленности архитектуры импонирует в живой природе своеобразная " правдивость " красоты ее форм , " оптимизм " и стремление к жизнеутверждению , нашедшие отражение во многих произведениях , например , народного зодчества . Законы гармонии живой природы могут помочь вскрыть и законы гармонического равновесия между архитектурными комплексами , обогащающимися раз личием построения форм — полиморфизмом , в возник новении которого большую роль сыграла новая техника . Именно живая природа обладает " умением " приводить к " единообразию " самые разнохарактерные формы . И в этом смысле очень важно изучение в живой природе " механизмов " гармонизации : симметрии — асимметрии , пропорций , ритмов , тектоники , светоцветовых отношений и таких проявлений свойств форм живой природы , осваиваемых эстетически в архитектуре , как живопис ность , красочность , жизнерадостность , физическая лег кость , прозрачность , структурность , психологически сопереживаемая надежность и т . п . Изучение законов гармонии форм живой природы и ее популяций поможет преодолеть в архитектуре имеющее место " однообра зие " на разных его уровнях как несогласованное сочета ние разнообразных форм , так и бесконечное повторение типовых форм ( в живой природе , например , поле , покрытое типовыми формами — ромашками , не создает впечатление однообразия ). От разработки основ метода архитектурной бионики во многом зависят успехи архитектурно - бионических исследований . Так , попытки " напрямую " связать при родную и архитектурную форму часто приводят ( за редким исключением ) к чудовищным недоразумениям и полнейшему непониманию смысла архитектурной бионики . Например , можем ли мы найти что - либо соответствующее цели архитектуры в ползущем черве , улитке , трепетании лепестка цветка ? Направление таких сравне ний может лишь увести еще дальше от существа реше ния вопроса и даже оттолкнуть исследователя и потребителя архитектуры . Но стоит вглядеться в принцип движения кольчатого червя , как возникнет идея изме нения структуры , которая дает представление о транс формируемых конструкциях . В лепестке же цветка можно увидеть интересную геометрию формы , обеспе чивающую энергетический баланс и , одновременно , уди вительную конструкцию лепестка и другие полезные для строителей свойства . И здесь мы уже переходим из плана несогласованности , недоразумений к установле нию логической связи законов развития архитектуры с законами формообразования живой природы . |
. страницы: | ||||
|
|||||
. содержание: | |||||
. архи.Лекции |
|||||
. архи.проекты: | |||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | |||||
. архи.другое: | |||||
. архи.дизайн: | |||||
рaдизайн © 2005 | |||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |