|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Основные принципы АРХИТЕКТУРНО-БИОНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ |
||||||||||||||||||||
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МОДЕЛИ В АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКЕ В . А . Штофф пишет, что слово "модель" произошло от латинского слова " modulus ", что означает: мера, образ, способ и т . п . Его первоначальное значение было связано со строительным искусством. Обычно понятие модели употреблялось для обозначения образца , прообраза или вещи , сходной с другой вещью . Сейчас модель употребляется в качестве научного понятия в математических , технических , естественных и социальных науках , в искусстве , архитектуре , бионике , кибернетике и т . п . ( схема 1). Процесс моделирования связан со спецификой научного мышления , не отрицающего объективных законов существования мира . В живой природе имеет место самомоделирование живых видов , являющееся в большей мере выражением законов живой природы , но оно не абсолютно , учитывая все прогрессирующее вмешательство человека в жизнь живой природы . Объективно процесс моделирования возникает и ис пользуется в трех направлениях мыслительной и прак тической деятельности человека . Первое направление использования моделирования — выражение одной теории через другую , которая облада ет структурным подобием ( изоморфностью ) по отноше нию к первой , что , например , характерно для абстрактно - математических методов моделирования . Теория архитектурно - бионического моделирования также изоморфна по отношению к общей теории моде лирования , поскольку она интерпретирует структурную схему общей теории моделирования и пользуется ее основными понятиями . Ей мы будем следовать и в нашем анализе , вскрывая , однако , специфику архитектурно - бионического моделирования и конкретизируя его в профессиональном аспекте . Весь процесс архитектурно - биологического синтеза ( гармоничного соединения законов формирования архитектуры и живой природы ), осмысливаемой теорети чески , также есть процесс изоморфного моделирова ния — сопоставления и нахождения " точек соприкосновения " между биологической и архитектурно - бионической теориями , отражающими объективные процессы , происходящие в живой природе и в архитектуре . Изоморфна теория архитектурной бионики и по отношению к общей теории бионики : первая моделирует общие законы второй . Второе направление использования моделирования — отражение в мысленной или физической форме объек тивной реальности . В этом значении модели применя ются в архитектурной бионике , например на стадии воспроизведения биологических объектов , что являет ся лишь первым этапом архитектурно - бионического моделирования и называется биологическим моделиро ванием . Еще в древности развитие науки и философии сопро вождалось созданием наглядных картин , образов дей ствительности , воспроизводящих явления в космосе или микромире ( модель Птолемея , показывающая вращение " мира " вокруг неподвижной Земли ; пред ставления Демокрита , Эпикура об атомах , их круглой или крючкообразной форме и т . д .). Такие модели от личаются от математической формализации явлений тем , что они стремятся раскрыть действительность в ее же готовых формах , хотя такие модели не лишены абстрактной формализации и не свободны от субъек тивности мышления . Третье направление использования моделирования предполагает изображение одной области явления с no мощью другой , более изученной , привычной , легче по нимаемой . Например , физики ХУШ в . пытались изобразить оптические и электрические явления посредст вом механических , или сравнивали электрический ток с течением жидкости по трубам , строение атома со строением солнечной системы и т . п . Такое направление моделирования сливается с понятием о физической аналогии . Поэтому подобные модели часто называют моделями - аналогами ( или аналоговыми моделями ), независимо от того , воображаемые они или реальные . Указанные направления моделирования и их смысло вые значения можно представить в виде двух групп моделей : моделей научного представления mi , обозначающих конкретный образ изучаемого объекта или объектов ( атом , молекула , хромосома ), в которых отображаются реальные или предполагаемые свойства , строение и другие их особенности , и аналоговых моделей. Этих двух групп моделей для решения научных и практических задач бионики явно недостаточно . Задача бионики синтезировать два явления — живую природу и технику , а архитектурной бионики — живую природу и архитектуру . Поэтому появляется необходимость включения в обиход третьей группы — синтетических моделей ( СМ ). Если рассматривать применение указанных трех групп моделей ( M 1 , M 2 и СМ ) в архитектурной бионике на фоне проводимых научных исследований ( которые нельзя отождествлять с процессом моделирования ), то получится следующая картина .
Схема 1, Структура моделирования 7 — модели ; 2 — проектные ( предвещественные ); 3 — идеальные ( мысленные ); 4 — эскизные ; 5 — проектные задания ; 6 — технический проект , рабочие чертежи ; 7 — вещественные ( материаль ные ); 8 — образные ( ико - нические ); 9 — знаковые ( символические ); 10 — сме шанные ( образно - знаковые ) ; 11 — изобразительные ; 12 — действующие , функциониру ющие ; 13 — смешанные ; 14 — гипотетические модели : моде ли - аналоги ( модели памяти ), модели идеализации ( общие представления ), формально - структурные модели , рисун ки ; 15 — функциональные отношения : логико - математи ческие структурные модели взаимосвязи функции , фор мы , экономики ; технические и др .; 16 — схемы , графы , чертежи , графики ; 17 — фор мально - геометрические по добные модели , афинные преобразования , плотные упа ковки , макеты , муляжи , слепки с форм природы ; 18 — физически подобные ( конструкция , материал , ор ганизация пространства ), функционально - подобные ( механические изменения пространства , обмен энер гии — влаго - газообмен , авто регуляция биохимического режима , инсоляция ), живые модели , комплексные синте тические модели ; 19 — ис следование и изображение отдельных связей , геометрия и конструкции ( закономер ности тектоники ), формы и размерности ( пропорции ), функция и формы ( симмет рия , асимметрия , ритмы ) и др . Обращение к живой при роде происходит на основе знаний архитектурной проб лематики и сводится к изучению общих закономернос тей развития живой природы , ее форм и технических средств с целью отбора полезных явлений для архитектуры . Сам процесс отбора неизбежно сопровождается умозрительными , а в необходимых случаях и другими видами предварительного моделирования ( математи ческого и т . д .) — этап " бионического " моделирования . Выявленные закономерности или отобранные средства и формы живой природы подвергаются дополнительному , более точному анализу и моделированию , например форм живой природы с целью проведения экспери ментов . Здесь же могут быть использованы модели научного представления ( Л / L ), а также аналоговые модели в том смысле , как их понимают в общей теории моделирования ( М 2 ). Переход к архитектурно - бионическому моделирова нию осуществляется на этапе решения собственно ар хитектурных задач — вначале в принципиальном виде ( например , моделирование какого - либо типа форм , потенциально способных участвовать в решении архи тектурных задач ), а затем на предпроектной стадии , в типологической форме ( например , покрытие для бассейна , высотное здание ). Этот этап моделирования можно назвать синтетическим ( СМ ). |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |