|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Основные принципы АРХИТЕКТУРНО-БИОНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ |
||||||||||||||||||||
Основу моделирования в описываемой разновидности составляет физическое подобие модели и объекта , предполагающее одинаковость или сходство их физической природы и тождественность законов движения . Отношение таких материальных моделей к отображаемым объектам живой природы сопровождается обычно изменением пространственной или временной шкалы . Например , модели конструкции выполняются со значи тельным увеличением размеров ( маленькое крыло жука и его метровая модель ), не говоря уже о натуре — архитектурных объектах . Кстати , в техническом моделировании — обратная зависимость размера модели от моделируемого объекта ( модель корабля , плотины и т . д .). Или изменение временной шкалы : трансформация конструкций может происходить в более ускоренном темпе , чем , например , в моделируемом процессе раскрытия бутона цветка флоксы . Третья разновидность — смешанные модели . Они предназначены главным образом для моделирования связей , изучаемых в изобразительных и действующих моделях , — законов геометрии и принципов конструирования ( объективные основы тектоники ); формы и размерностей функционирующего - элемента ( пропорции ) ; функции и формы ( симметрия — асимметрия , ритмы ) и др . Вещественные или материальные модели неразрывно связаны с идеальными или воображаемыми моделями , так как мысленное представление о моделях предшествует их овеществлению . Особенностью таких моделей является необязательная , а часто и невозможная реали зация в вещественных моделях ( схема II ). Имеются также разновидности и этих моделей . На пример , рассматривая модели с точки зрения способа их построения — формы , их можно разделить на три подгруппы : первая — образные модели , втррая — знаковые и третья — смешанные , образно - знаковые модели (3~). Не останавливаясь подробно на рассмотрении из вестного в научном мире их содержания , обратим вни мание лишь на преимущественное значение в архитек турной бионике образных моделей , что соответствует и преобладанию образного мышления в архитектурном творчестве . В архитектурной бионике , так же как и в других отраслях научных знаний , существует возможность зна чительно расширить число видов моделей за счет учета разнообразия объектов исследования ( растительный мир , животные организмы , конструкции и строительный материал живой природы ), уровня их проработки ( пол ные , частичные ), динамики ( изменяющиеся во времени ) и статики и т . д . С ними мы будем сталкиваться в процес се дальнейшего анализа , проводимого в данной книге . АРХИТЕКТУРНО - БИОНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сравнивая вещественные и идеальные модели , необ ходимо отметить их следующее важное гносеологичес кое различие . Несмотря на то что вещественные модели создаются для определенных целей человека , они существуют объективно по законам , относительно незави симым от человека . Идеальные модели , воспроизводя те же явления , что и вещественные , существуют лишь в сознании познаю щего субъекта и " функционируют " только благодаря его мысленным операциям . В этом смысле они весьма " гибкие " и поддаются быстрым трансформациям . В то же время вещественные модели уже относятся к определенной среде практической деятельности и от них значительно ближе к реализации архитектурно - био нических идей в архитектурной практике . Оперирова ние . же мысленными идеями — это область теоретичес кой ( умственной ) деятельности , складывающейся как из логического мышления , так и из процессов творчес кого воображения . Однако такое разделение не означа ет наличия резких границ между вещественной и мыс ленной моделью , между практикой и теорией моделиро вания , тем более когда дело касается научного экспери ментально - вещественного моделирования ( есть и другой род вещественных моделей — образцы , стандартные экземпляры , выпускаемые на практике , эксперимен тальное строительство , к которым мы обратимся ни же ) . Эксперимент рассматривается наряду с производством и общественно - преобразующей деятельностью как одна из основных форм практики . Эксперимент выража ет активное отношение человека к действительности . Архитектурно - бионический эксперимент в виде ве щественных моделей также представляет собой наибо лее активную форму связи теории с практикой , архи тектуры с живой природой . И здесь очень важно не пре вращать архитектурно - бионический эксперимент в на блюдение , в простую пробу и испытание . Такого рода " эксперименты " можно наблюдать тч у животных — лошади , нащупывающие ногами рискованный спуск , кошки , испытывающие лапой степень теплоты молока , и т . д . Сущность эксперимента в архитектурной бионике включает не только активность , действенность позна ния , но и предметную деятельность . И если в естествен ных науках — это активное , предметное воздействие на природу , то в архитектурной бионике предметность заключается в созидании конкретных моделей , в кото рых заложена преобразующая идея архитектурной дей ствительности , и в этом же заключено активное отноше ние экспериментатора к внешнему миру ( схема ll ). В науке установлены следующие позиции , определяю щие понятие эксперимента [3], которые мы дополняем своими соображениями , относящимися к исследуемому нами предмету . Активное отношение человека к внешнему миру . Практическое реальное выделение изучаемых связей и умение их очистить от других , случайных , ненужных связей , не имеющих значения для архитектуры |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |