arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Основные принципы АРХИТЕКТУРНО-БИОНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Синтетическая модель в архитектурной бионике возникает не просто как аналог живой природы, а прежде всего в связи с родственностью явлений архитектуры и живой природы.

Итоговые , синтетические архитектурно - бионические модели должны учитывать все предъявляемые к архитектуре утилитарные и духовные требования , не исключая традиций и влияния многих внешних по отношению к архитектуре факторов (другие виды искусства , мода и т. д.).

Отсюда в бионике ( в отличие , например , от киберне­ тики ) возможно не только принципиальное , но и кон­ кретное сходство архитектурно - бионических моделей с аналоговыми формами живой природы . Добавим , что синтетические модели не отрицают , а наоборот , подразумевают участие в архитектурно - бионическом процессе других видов моделей ( например , математи­ ческих ) .

Материалы по архитектурно - бионическому моделиро­ванию служат основанием для составления рекоменда­ ций по разным аспектам архитектурной бионики для дальнейшего их использования в проектной работе и создании натурных объектов .

В науке справедливо вводится ограничение понятия модели , так как модель часто , по мнению ученых , не­ законно отождествляется с гипотезой , абстракцией , формализованными системами , идеализацией , любым математическим описанием , теорией , особенно , когда последняя находится в первоначальном , гипотетическом состоянии . Простая замена одного термина другим , в данном случае указанных понятий термином " модель ", не порождает новых гносеологических проблем и не пре­ вращается в более эффективное средство их исследова­ния или решения .

Чтобы избежать в дальнейшем путаницы , рассмот­ рим , в чем отличие теории ( в нашем случае теории ар­ хитектурной бионики ) от модели ?

Под теорией , как известно , несмотря на некоторое различие формулировок , понимается логическая систе­ ма совокупных утверждений об общих законах той или иной предметной области исследования , позволяющая на основе исходных посылок выводить определенные следствия .

Отличие модели от теории особенно очевидно в слу­ чае материально - вещественных моделей , которые представляют собой предметную реализацию самой теории . Близко к этому стоит выделение у В . А . Штоффа обоб­ щающей специфики модели как " единичного объекта ".

Слепки с форм живой природы B . И . Тимофеичев Слепки с форм живой природы B . И . Тимофеичев

Рис . 1. Слепки с форм живой природы B . И . Тимофеичев

Попытаемся , в итоге вывести суммарную " формулу " понятия архитектурно - бионической модели .

Под архитектурно - бионической моделью подразуме­ вается такая мысленно представляемая или вещественно ( материально ) реализованная система , которая в кон­ кретно - образной форме отражает и синтезирует законы и принципы формообразования живой природы и архи­ тектуры с целью выполнения архитектурных задач , а также получения новой информации о законах и принци­ пах формообразования в живой природе и в архитекту­ ре .

ХАРАКТЕРИСТИКА СВОЙСТВ АРХИТЕКТУРНО - БИОНИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Модель должна включать прежде всего материалистический принцип отражения ( отображения ) и пониматься как средство отражения ( отображения ) или воспроизведения той или иной части действительности.

Следовательно , модели могут изменять свои свойст­ ва в зависимости , во - первых , от того , как происходит , каким способом ведется процесс отражения действи­ тельности , какими средствами строятся модели ( фор­ мальный аспект ) и , во - вторых , от характера той дейст­ вительности , тех объектов и областей объективного мира , которые воспроизводятся в моделях ( содержа­ тельный аспект ).

В зависимости от способа построения моделей , от средств , какими производится моделирование объек­ тов , модели могут быть разделены на два вида : 1) вещественные — материальные ; 2) идеальные — воображаемые , умозрительные .

К первому виду относятся модели , объективно существующие , воплощенные в металле , дереве , стекле , армоцементе , пластмассах и других материалах .

В науке в определенных случаях к ним относят также и живые модели , отобранные человеком и позволяющие в упро­ щенной форме имитировать изучаемые особенно слож­ные процессы . Живая модель может проходить испытания , например , на конструктивную прочность или на температурно - влажностные изменения и т . п . Наименова­ ние второго вида модели говорит само за себя .

Среди вещественных моделей можно также выделить определенные разновидности . Примем в качестве основ­ ного ( отправного ) критерия этой классификации спо­ собность моделей к действию . Здесь можно зафиксиро­ вать три разновидности .

Первая разновидность — изобразительные модели — имеет способность отображать , создавать образ объекта , что характеризуется в итоге геометрическим подобием . Примером здесь могут служить хорошо известные ар­ хитекторам макеты домов , генеральных планов городов и т . д . Важное место в этой группе , как показал опыт , занимают слепки с форм живой природы , позволяющие изучать их геометрические и физические параметры в лабораторных условиях ( рис . 1). Эти модели дают воз­ можность осваивать эстетические свойства форм , абстра­ гированных от функций , — очертания , характер , стро­ гость или мягкость линий и т . д . Изобразительные моде­ ли нужны и полезны , однако далеко недостаточны в ар­ хитектурно - бионическом моделировании , поскольку они весьма ограничивают представление о существе происходящих процессов в моделируемых объектах .

В современной архитектурной практике сама по себе ценная , но односторонняя изобразительная интерпрета­ ция форм живой природы нашла широкое отражение в таких направлениях , как " произвольная архитектура ", " архитектура - скульптура ", а частично и ранее в архитек­ туре модерн . Мы напоминаем об этих явлениях в архи­ тектуре потому , что многие из тех , кто занимается изу­ чением живой природы , сбиваются в основном на та­ кой метод моделирования , не затрудняя себя более глу­боким анализом : одно не исключает другого . Если не аб­ солютизировать изобразительные модели , они нужны в архитектурной бионике , так как содержат в себе полезный элемент широкого , " чувственного " обобщения .

Вторая разновидность — действующие ( функционирующие ) модели , предназначенные для проверки моде­ лируемых параметров объектов , например , испытание конструкций на механические свойства , проверка организуемого пространства на теплотехнические свой­ства . Сюда же входят и комплексные синтетические мо­ дели . Это основная группа , последний этап перед внедре­ нием результатов исследуемых явлений и моделей в архитектурную практику .

  . страницы:
1  11
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz