arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . бионика
   ПРАКТИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕГКИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ОСНОВЕ БИОНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Архитектурно-бионическая цитология охватывает специальные исследования и эксперименты для выявления всевозможных клеточных структур в живой природе. Выделение ее из других областей архитектурно-бионической теории и практики даст возможность увидеть, осознать и использовать специфические струк-туроорганизующие закономерности и возможности, которые демонстрируют такие совершенные создания природы как живая клетка и клеточная структура живого организма. Достижения в архитектурно-бионической цитологии будут способствовать развитию архитектурных формаций в таких пока недоступных областей мирового пространства, как космос и подводный мир.
Бионическая урбанистика выделяется как самостоятельная область архитектурной бионики, поскольку она оперирует проблемами использования закономерностей живой природы в сфере градостроительства и более широких областях территориально-пространственного и инженерно-технического освоения мира.
Творческое осмысление и талантливое научно-творческое моделирование живых систем на таком уровне позволит урбанистической теории и практике выйти из состояния современной функциональной и транспортной "схоластики" и "мудро" передвинуть развитие городов и всех остальных урбанистических структур в направлении бионического совершенствования.
Бионическая инфраструктура является тоже специфической областью организации функциональных путей и систем связи в архитектуре настоящего и бу- дущего по образцам живых организмов. В этом отношении функциональные системы, мимикрия и ориентация живых организмов содержат множество примеров совершенства. Это поможет архитектуре перейти от стационарных к гибким системам технического оснащения, к изменяемой во времени колористике, к ряду других до сих пор неиспользованных возможностей включения инфраструктуры (всех технических систем) на службу полного, комплексного, высокоценностного и динамически изменяющегося комфорта всякой человеческой деятельности.
Архитектурно-бионическая экология ориентирована на широкий круг проблем, связанных с установлением экологического равновесия архитектуры и природы на основе единства принципов жизни и развития живой природы.
Они охватывают органическую связь архитектурно-бионических решений с самой природой по законам экологического равновесия; климатопреобразующее действие архитектуры; способы регулирования температуры, воздухообмена, освещения, инсоляции, влажности и т.д. путем приложения принципов и механизмов подобных явлений в живой природе; использование принципов единообразия и многообразия живой природы для создания гармоничной жизненной среды для человеческого общества; экономию материалов, энергетических ресурсов и пространств по принципам живой природы для поддержания экологического равновесия и гармонизации жизненной среды.
Архитектурный трансплантизм — еще одна особая сфера архитектурной бионики (понятие введено автором во время II Международной конференции по бионике в Ленинграде в 1978 г.). В наше время регене-эация "архитектурного организма" производится путем «конструкции (восстановление с изменениями), реставрации (восстановление в соответствии с первоначальным оригиналом) и переустройства (адаптирования старого здания к функциям нового). Это совершается через воспроизводство процесса самого создания архитектуры.
Архитектурный трансплантизм — это новый подход к "ценностной квалификации архитектуры", который позволит более свободно, полно и творчески использовать то, что ценно и отстранить от организма здания негодные, атрофированные органы, "неживую" его часть.
Охват проблематики включает замену частей с утраченными функциями в наследованных урбанистических системах новыми частями путем приложения бионически решенных пространственных и тектонических структур; создание новых зданий с трансплантированными старыми фрагментами, частей и деталей с целью оригинального, характерного и высокоценностного решения архитектурной задачи для сохранения исторической памяти городов наряду с их полным современным и будущим обновлением; разработку строительных методов и систем для архитектурной трансплантации путем приложения новых технических средств (лазерная техника, взрывные технологии и т.п.) и специальных транспортных систем для совершения операций трансплантации; разработку "этики" архитектурного трансплантизма по отношению к творческой индивидуальности и творческому вкладу.
Архитектурный трансплантизм поможет с большей эффективностью осуществлять реконструкцию старых городов и урбанистических структур, придавая им новый смысл и новое звучание в атмосфере современной и будущей жизни.
Общая теория и методология архитектурной бионики имеет своим объектом общие закономерности, условия, принципы, способы и формы всех широкоохватывающих областей новой архитектурно-бионической теоретической и практической работы.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В 1958 г. ко мне пришли два студента Московского архитектурного института и показали свои рисунки и чертежи разных растений. При этом они с увлечением, перебивая друг друга, доказывали: принципы, заложенные в живой природе, можно и должно использовать в современной архитектуре. Мне все это показалось весьма интересным и я, будучи в то время главным редактором сборника "Вопросы современной архитектуры", издаваемого Стройиздатом, предложил им написать статью на эту тему. Через некоторое время статья была представлена. Ее авторам — Ю.С.Лебедеву и В.В.Зефель-ду (к тому времени ставшими архитекторами) удалось создать интересную и многообещающую работу "Конструктивные структуры в архитектуре и в растительном мире". Статья была включена в сборник.
Сборник с указанной статьей вышел в свет в 1962 г. Это была первая работа, посвященная архитектурной бионике.
Ни для кого не секрет, что современная мировая архитектура переживает кризис. Не будет особым преувеличением назвать этот кризис трагедией.. Возникло нечто невыразимо однообразное и обезличенное. Возникло нечто антигуманное.
Человек перестал быть мерой всех вещей.
Мерой вещей стали машины.
Куда идти?
Этот вопрос встал и перед нами, советскими зодчими.
И вот, рассматривая предложенную книгу и иллюстрации к ней, невольно начинаешь думать, а не является ли то, что в ней показано, выходом из кризиса, в который попала современная архитектура?
Природа!
Человек всегда стремился создавать архитектуру, которая вызывала бы ассоциации с живым организмом. Это стремление нашло свое выражение и в египетской колонне, и в античном ордере, и в готическом храме.
Но этому стремлению противодействовал мертвый и инертный материал, из которого строились здания. Архитектор применял срубленные и высохшие деревья, которые были уже мертвы; он использовал ракушечник — это кладбище некогда живых существ. Он строил свои здания из мертвых тел. И его конструкции, естественно, подчинялись законам мертвой природы.
Зодчий только придавал своим сооружениям видимость живых организмов.
А вот архитектурная бионика дает вполне реальную возможность ; уподобить нашу архитектуру живому существу, которое легко и просто приспосабливается к меняющимся условиям. Сделать архитектуру органической не только по форме, но и по существу.
И во всем этом, может быть, и заключена новая, еще неведомая нам красота архитектуры будущего. Архитектура перестанет быть геометрией, материализованной в камне, стекле, бетоне. Она приобретет мягкие, округлые очертания. Она станет гибкой, упругой, эластичной, подобно дереву или цветку.
Конечно, архитектура — это не только бионика, но нечто значительно большее. Это социальное явление, включающее в себя и идеологию. Но с помощью бионики можно создавать произведения, разные по своей социальной и идеологической сущности (вспомним Египет, Грецию, готику, работы А.Гауди). И это нашло свое отражение в рассматриваемом труде.

Доктор искусствоведения, кандидат архитектуры
Борисовский Г.Б.

  . страницы:
1  11
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
A.S.P. — концепции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz