|
Федор Осипович Шехтель принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа 19-20
столетий. Сознательная жизнь и творчество этого замечательного мастера связаны
по преимущест-ву с Москвой. И хотя он, подобно своим современникам, много
проектировал для провинции, его творчество ассоциируется прежде всего, с
древней столицей; здесь находится постройки, принесшие Шехтелю известность
и определившее его вклад в историю не только русской, но и мировой архитектуры.
Шехтель начал с эклектике работал много в этом стиле и пользовался 1890-е
годы до-вольно широкой известностью. Одновременно Шехтель - едва ли не самый
яркий в России представитель модерна.
В отличии от определенной статичности творчества архитекторов - эклектиков,
творче-ство Шехтелю- в непрерывной динамике стилевых исканий.
Шехтель - не только русский зодчий. Предреволюционного периода, но и советский
зодчий. Председатель Московского архитектурного общества последнего предреволюционного
десятилетия, он возглавлял его и впервые пять предреволюционных лет. Велико
значения Шех-теля - педагога, преподававшего композицию Строгановском училище
с 1898 года вплоть до смерти 1926 года.
Шехтель родился 1859 году в Саратове. Об отце его известно только, что он
был инже-нером-технологом. Мат зодчего и жена (он был женат на своей кузине)
происходили от семьи саратовских купцов Жегиных. Яркой и известной личностью
был отец его жены Т. Жегин, при-ятель П.М. Третьякова близкий кругам московского
просвещенного купечества, увлекавшийся искусством и коллекционированием.
Это дружба, вероятно, и была причиной того, что мать Шехтеля Дарья Карловна
служилой экономкой у Третьяковых, в доме которых часто бывал мо-лодой Шехтель.
К сожалению, архив зодчего утерян. Поэтому канва его жизни, особенно детства
и от-рочества, прослеживается смутно, не позволяя ответить на многие вопросы.
Неизвестно, где он получил первоначальное образование. В его личном деле
из фонда Строгановского училища, хранящегося в Центральном государственном
архиве литературы и искусства, имеется аттестат об окончании Тираспольской
католической гимназии. В находящемся в том же архиве фонде Училища живописи,
ваяния и зодчества - тот же аттестат и данные об учебе в училище 1876-1877
годах в третьем "научном" классе. Об остальном документы молчат.
В мемуарах встреча-ется упоминание о работе Шехтеля архитекторским помощником
у известных московских зод-чих конца 19-ого века А.С. Коминского и К.В.
Терского. Имеются даже данные, что, будучи помощником последнего, Шехтель
не просто помогал ему в проектирование театра "Парадиз" на Большой
Никитской (театра им. В. Маяковского), но и составил проект фасада. Работа
у обо-их зодчих оказалось, бесспорно, плодотворной для Шехтеля. Каминский
- талантливый проек-тировщик, одаренный акварелист, знаток русского и западных
средневековых стилей. Не без импульсов, полученных и Каминского, а может
быть и под его прямым влиянием сложился ус-тойчивый и проходящий через всю
его жизни интерес средневековому зодчеств, в тесной связи с осмыслением
системы которого находятся поиски и открытия Шехтеля. Не без влияния Ка-минского
развился, вероятно, и колористический дар Шехтеля - одного из самых замечательных
мастеров цвета в архитектуре. Наконец, Каминский сыграл, очевидно, большую
роль в судьбе молодого зодчего, ведя его круг московского просвещенного
купечества и обеспечив его реко-мендациями среди состоятельных заказчиков.
Но это все лишь догадки. Может быть, будущему зодчему в этом помогла мать,
служившая у Третьяковой экономкой и бывшая фактически чле-ном их семьи.
Однако членом этой семьи был и Каминский (жена его урожденная Третьякова).
У Терского будущий зодчий мог получить также знание стилей, любовь к Москве
и древнерусской архитектуре.
До нас не дошли сведения, по какой причине Шехтель оставил Училище живописи,
ваяния и зодчества, как протекало формирование его дарования, когда созрела
решимость все-цело посвятить себя архитектуре, определилось призвание, а
главное - проявилась вера в него.
С конца 1870 годов Шехтель начинает работать самостоятельно. Но в первое
время за-нятия архитектурой занимают в его творчестве сравнительно скромное
место. Шехтель иллюст-рирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки,
адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов. В
месте с братом А.П. Чеховым художником Н.П. Чеховым, с которым он познакомился
и подружился в училище, Шехтель пишет иконы и создает монумен-тальных росписей.
Но самое большое место в деятельности молодого Шехтеля до конца 1880-х -
начала 1890-х годов занимает работа театрального художника. Он создает костюмы
и эскизы декора-ций, и эта деятельность позднее, в 1890-1900-е годы, как
бы найдет продолжение в проектиро-вание театров и народных домов.
Шехтель как театральный декоратор тяготеет к сфере искусства, бывшей для
конца 19-ого века анахронизмом, - к эпигонской романтической декорации казенной
оперной сцены. Он работает помощником "мага и волшебника", декоратора
Большого театра К.Ф. Вальца - непре-взойденного мастера превращений, сказочных
метаморфоз, феерий, разрушений, бурь, фонта-нов, прославившегося постановками,
представлявшими красочные, поражающие зрелища. Это одна сторона театральной
деятельности молодого Шехтеля. Вторая - народный театр и оформ-ление народных
гуляний. Он работает художником у знаменитого М.В.Лентовского, ориентиро-вавшегося
на вкус массового зрителя, создателя театра "Скоморох". Об одной
из постановок под название "Весна-красная" можно составить достаточно
полное представление, поскольку сцены с ее изображениями были изданы Шехтелем
в виде специального альбома.
Таким образом, истоки архитектурной деятельности Шехтеля восходят к двум
источни-кам - к дожившей до конца столетия романтической традиции, оказавшейся
особенно живучей в оперном и балетном театре, и к традиции народного театра.
Шехтель - типичная для конца 19 - начала 20 века фигура: художник, пришедший
в ар-хитектуру, человек, не получивший специального образования. Тенденция
к всеобщему и ради-кальному обновлению сложившихся норм не только в России.
Но и повсюду в Европе выражает себя в наплыве в архитектуру лиц, минимально
зараженных свойственными профессионалам предрассудками и потому более склонных
к новшествам. Едва ли многие исторические перио-ды, разве только что эпоха
Возрождения, могут похвалиться таким обилием проектирующих, работающих в
области архитектуры и художественной промышленности живописцев. Очевид-но,
это объясняется внутренними потребностями двоякого рода: во-первых, необходимостью
переосмысления догматов своего искусства и искусства архитектуры, издавна
считавшегося стилеобразующим; во-вторых, притягательность проектной практики
для живописцев во мно-гом обусловлена тем, что эстетика рубежа столетий
и всеобщая убежденность в преобразующей миссии искусства и его жизнестроительной
функции связываются с архитектурой, точнее, с за-дачами преобразования жизненной
среды обитания человека.
Однако то, что для большинства художников -В.М. Васнецова, В.Д. Поленова,
К.А. Ко-ровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, С.В. Малютина, М.А. Врубеля и
других - осталось все-таки эпизодом, "архитектурными упражнениями",
для Шехтеля стала делом и смыслом жизни.
О раннем периоде творчества Шехтеля едва ли когда-нибудь удастся составить
доста-точно полное представление. Он получил право на производство работ,
которое давалось звани-ем техника-строителя, лишь 1893 году, когда проектировал
особняк Морозова на Спиридоновке. Между тем известно, что уже в середине
1880-х годов по его проекту ведется застройка имений Кирицы и Старожилово
в Рязанской губернии, строятся загородные дома в Московской и Яро-славской
губерниях, отделываются интерьеры московских особняков.
Строительство дач, особняков и отделка интерьеров московских домов разветвленной
фамилии Морозовых, сопутствовавшие этим работам творческий успех и признание
определили дальнейшую судьбу молодого Шехтеля. Очевидно, запоздалое получение
диплома техника-строителя в 1893 году одновременно с утверждением в Московской
городской управе проекта особняка Морозова свидетельствует об окончательно
созревшей внутренней решимости Шехте-ля посвятить себя по преимуществу архитектурной
деятельности.
Работы Шехтеля. Начиная от наиболее ранних обнаруживают устойчивость и опреде-ленность
интересов и симпатией, говорят об его увлечение средневековым зодчеством
во всех его модификациях - древнерусским, романским, готикой. В спроектированных
зодчим точно, например, назвать созданные со сложившимися ассоциациями между
назначением и стилем вестибюль в особняке Морозова во Введенском переулке
в египетском стиле, гостиную того же особняка и гостиную особняка Морозовой
на Спиридоновке в стиле рококо, ванную в доме Уш-кова в мавританском стиле
и т.д. Однако столь же очевидно и другие неизменное предпочтение отдавалось
русскому, романскому и готическому стиле.
Причем. Настолько можно судить по выявленным сегодня постройкам Шехтеля
основ-ные искания и открытия 1890-х годов связаны именно с готикой. В "русском" стиле он проекти-рует убранство Тверской улицы коронационным торжествам,
Исторический музей, церкви, На-родный дом и народные театры.
Исторический музей - еще всецело ученическая работа, выполненная Шехтелем,
оче-видно, в пору пребывания в Училище живописи, ваяния и зодчества. Из
сооружений спроекти-рованных в "русском" стиле, наиболее примечательными
являются Народный дом(1897), ос-тавшийся не осуществленным проект деревянного
театра Сокольников, серия типовых проектов деревянных народных театров.
|
.
страницы: |