|
И.И. Рерберг сформировался как строитель и мастер архитектуры еще в дореволюцион-ное
время, а в советские годы очень активно и с большим успехом работал над
решением крупных архитектурно-строительных задач. А.В. Щусев считал его
большим мастером, сказав: "Богатый опыт и огромные организаторские
способности И.И. Рерберга дают право назвать его одним из крупнейших строителей
Москвы". Среди его построек такие здания, без которых нельзя представить
нашу столицу.
Родился Иван Иванович Рерберг 4 октября (по новому стилю) 1869 года в Москве.
Среди его предков было немало высокоодаренных людей. Согласно семейному
преданию, при Петре I датский кораблестроитель Рерберг был приглашен в Россию
и поселился в Прибалтике. По данным документов конца царствования Петра
I в адмиралтействе Ревеля (ныне Таллин) рабо-тало 300 "мастеровых людей",
в том числе корабельный мастер с подмастерьем и двумя учени-ками. Несколько
других мастеров и помощников (например, матовый, конопатный) и целый штат
"рядовых" рабочих. Вероятно, упомянутым кораблестроителя, затем
окончил созданный за три года до этого Институт инженеров путей сообщений.
В дальнейшем он был заместителем председателя комиссии по постройке Исаакиевского
собора в Петербурге. Дядя Ивана Иванови-ча Петр Федорович был профессиональным
военным, участником героической обороны Сева-стополя (в 1854 -1855 гг.).
Отец, Иван Федорорович, инженер путей сообщений, крупный орга-низатор железнодорожного
транспорта, автор капитальных печатных трудов. По окончании ка-детского
корпуса, а затем военного училища Иван Иванович был направлен в саперный
баталь-он. После этого поступил в Петербургскую военно-инженерную академию.
Основа его интере-сов в студенческие годы служили не военно-оборонительные
сооружения, а строительство транспортных, гидротехнических и других объектов.
Он прошел, как полагалось в то время, на практике путь от каменщика и плотника
до десятника строительных работ. Получив 1896 году звание военного инженера,
Иван Иванович участвовал в строительстве крупного паровозо-строительного
и механического завода в Харькове, что позволило ему овладеть передовыми
для того времени методами строительства.
С конца 1897 года И.И. Рерберг участвовал в строительстве грандиозного и
величест-венного здания Музея изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных
искусств име-ни А.С. Пушкина) в качестве одного из двух заместителей его
автора и строителя архитектора Р.И. Клейна.
Возведение этого уникального здания, воплотившего многие архитектурные и
техниче-ские сооружения рубежа 19-20 столетий, творческое общение с крупными
архитекторами, уче-ными и инженерами, участвовавшими в проектировании здания,
явились для Рерберга замеча-тельной школой опыта и мастерства. По его предложению
была создана эффективная отопи-тельно-вентиляционное система здания. Основатель
музея профессор московского университета И.В. Цветаев часто адресовал письма
по вопросам строительства непосредственно И.И. Рербер-гу.
Сохранились копия удостоверения, выданному Рербергу и подписанного директором
и ученым секретарем музея: "Администрация Музея изящных искусств удостоверяет,
что инже-нер Иван Иванович Рерберг состоял заместителем и помощником строителя
этого музея в Мо-скве с 1897 по 1909 годов и в заслугу за его деятельности
был награжден званием пожизненного безвозмездного архитектора здания музея".
И. И. Рерберг продолжал работу над музеем до 1912 года, то есть до полного
окончания всех работ его открытия.
Став признанным специалистом, Иван Иванович еще в период строительства музея
участвовал в реставрационно-ремонтных работах здания манежа 1904 году. Он
руководил также возведением ряда зданий по проекту Р.И. Клейна: универмага "Мюр и Мерелиз"(ныне ЦУМ, 1907-1908 годах) здание клинике на Малой
Пироговской улице, корпуса Московского универ-ситета, выходящего торцовым
фасадом на проспекте Маркса рядом со старым университетским зданием (ныне
Московский геологоразведочной институт), жилых, учебных и других зданий.
В самом конце 19 века началась самостоятельная творческая деятельность И.И.
Рербер-га. С середины 1900-1910 годов он развернул активную проектную работу,
в том числе в соав-торстве с архитекторами. Одним из первых осуществленных
проектов был патронный завод вблизи Сущевского вала (не сохранился). В 1906
году Рерберг разработал проект самого боль-шого в Москве пятиэтажного "дома
дешевых квартир для семейных" на Второй Мещанской улице (ныне Гиляровского,
дом 27) на средства, завещанные богатым московским купцом. В докладе, сделанном
в Московском архитектурном обществе, действительным членом которым он состоял,
Иван Иванович отметил, что работу над проектом он начал с ознакомления с
тяже-лыми условиями жизни городской бедноты, которая должна иметь "неотъемлемое
право на ог-раждение от несправедливой судьбы". Этот необычный по планировке
дом, был заселен в 1909 году и получил положительную оценку3 в печати. В
1960-е годы здания было полностью рекон-струировано и передано Российскому
союзу потребительских обществ.
Еще более крупную постройку Иван Иванович осуществил в самом центре Москвы.
Идущая от Красной площади торговая Ильинская улица упиралась в массивную
каменную баш-ню с воротами китай-городской стены (не сохранились). На участке
между стеной и стоящей на Ильинке очень богатой по своему архитектурному
убранству большой крест 17 века (не сохра-нились). Северное страховое общество
решило построить комплекс доходных зданий контор-ского и торгово-складского
назначения. На объявленном Московском архитектурном общество конкурс было
поддано 22 проекта. Весной 1909 года жури присудило одну из двух первых
пре-мий авторам проекта под девизом "Центр" - петербургскому архитектору
М.М. Перетятковичу и И.И. Рербергу. Решая задачу сочетания новых, отвечающих
эстетическим требованиям начла двадцатого века зданий с сооружениями прошло,
авторы акцентировы торцы зданий, выходя-щие на Ильинку, высокой башней с
куполом- ротондой. Был удачно использован весь участок, предусмотрен удобный
внутриквартальный проезд между пятиэтажными корпусами, соединен-ными переходом
на уровня четвертого и пятого этажей. В процессе подготовки и осуществле-ния
строительства, в котором принимал участие В.К. Олтаржевский, И.И. Рерберг
значительно доработал проект с целью достижения большей четкости и отточености
архитектурного облика в формах нового для того времени стиля - неоклассицизма,
на которых он возлагал большие надежды. Существенная роль в их формировании
принадлежит отдельным деталям и лепным украшениям. Это была одна из типичных
попыток сочетать приемы проектирования, характер-ные для начала двадцатого
века, с архитектурными формами первой трети 19-ого века, свободно их видоизменяя.
Строительство зданий было завершено в 1911 году. Куранты на башне были хорошо
видны над уступом башни Ильинских ворот со стороны площади и сквера. Как
отмеча-лось в издававшемся тогда ежегоднике "Архитектурная Москва",
"по монументальности и кра-соте это одно из лучших произведений современной
московской архитектуры". Здесь сейчас помещается Комитет народного
контроля СССР и другие советские и партийные органы.
В формах русского ампира, характерных для пушкинского времени, Рерберг разрабо-тал
и осуществил по заказу Общества поощрения трудолюбия проект здания женской
гимназии (до сих пор сохранился проектный проект здания). Пропорции и детали
фасада, интерьера зда-ния, возведенного в 1911-1912 годах в Большом Казенном
переулке (ныне школа №330), отли-чаются изяществом.
|
.
страницы: |