|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архитекторы
Рерберг |
|||||||||||||||
Здесь разместился созданный после гражданской войны Нефтяной синдикат СССР. В облике надстроенных этажей видны характерные черты творческого почерка Рерберга: при скупом пользование простых архитектурных деталей и отдельных лепных украшений достигнута необходимая увязка новой части фасада со старой, в равной степени отвечающей деловому назначению здания. Таким образом, И.И. Рерберг выполнял один из первых заказов столице по строительству жилых, административных и общественных зданий. Учитывая присущее И.И. Рербергу бережное отношение к существующим произведе-ниям зодчества, его пригласили выполнять обязанности архитектора три крупнейших столич-ных театра - Большой, Малый и Художественный. По свидетельству А.В. Щусева, он "много сделал работ для этих театров". Первые из этих работ относились к Московскому Художественному театру, который благодаря энергии К.С. Станиславского в 20-е годах создавал свои филиалы, студии и другие "ответвления". Сохранился макет интерьеров одного из относившихся к театру зданий с эмбле-мой - с изображением чайки в узоре паркетного пола, выполненный по чертежам Рерберга в 1921 году. Особое значение имеет участие И.И. Рерберга Большого театра. В результате сильной осадки фундаментов тяжелонагруженных внутренних стен здания пришло в аварийное состоя-ние. 1921-1923 годах Иван Иванович руководил сложными и очень ответственными работами по устройству новых фундаментов, в то время как театр продолжал функционировать. Помимо перестройки фундаментов, Рерберг переделал наиболее деформировавшиеся перекрытия и пе-рекосившееся ложи ярусов. Через три года Иван Иванович сделал проект перепланировки фойе, репетиционных за-лов и некоторых артистических помещений, а также переустройство лестниц возле гардеробов. Проект был основан на глубоком изучении истории здания, результаты которого Рерберг опуб-ликовал. Осуществление этого проекта велось под его постоянным руководство до 1932 года. В 1925 году было составлено задание на проектирования здания Центрального телегра-фа, включающего радио узел и междугороднюю телефонную станцию. Провели открытый кон-курс, в котором участвовали многие известные архитекторы, а затем персонально было заказано еще два проекта, один из них И.И. Рербергу. Выполненный проект хорошо соответствовал все-му комплексу функциональных заданий, а также требованием монументальности архитектурно-го решения. Несмотря на возражения представители нового творческого направления в архитек-туре, этот проект был утвержден Моссовета в начале марта 1926 года, а 22 мая была совершена церемония закладки здания. Проект здания Центрального телеграфа был разработан с большой тщательностью. Применением монолитного железобетонного каркаса и вынос всех четырех лестниц за пределы основного здания позволили устроить на разных этажах очень просторный помещения, общая площадь которых составила 40 тысяч м2 . Срезанные углы главного фасада обусловлены градо-строительными возможностями. Благодаря одному из таких срезов здания хорошо "смотрелось" с тогда еще не реконструированной, узкой Тверской улицы. Срезая острый угол для устройства главного входа, Рерберг выполнил эту часть здания в виде широкой пятигранной башни, воз-вышающейся на десять метров над остальными фасадами. Башня оборудована вращающимся стеклянным глобусом. На приподнятой над тротуаром площадки перед входом два обелиска из серого гранита, несущие ажурную чугунную консольную раму в виде переплетения дубовых веток для подвески фонарей. В подобной манере выполнены решетки верхнего обрамления баш-ни. Для отделки фасадов использованы серый украинский гранит и декоративная штука-турка с включением крошки этого гранита. Автору проекта удалось удовлетворить требования задания: "Выявить при обработке фасадов не только производственной и общественный харак-тер здания телеграфа и радио узла, но и придать ему монументальность, соответствующую го-роду Москве". Строительство Центрального телеграфа было завершено в 1927 году. Оно ознаменовало начало реконструкции главной столичной магистрали, которая на этом участке были расширены улицы Белинского и Огарева - тоже 6,5 метра. После того кат Тверская улица подверглась ре-конструкции, значение Центрального телеграфа еще больше возросло. К сожалению, полного списка проекта Рерберга нет, а о судьбе отдельных его работ, упоминание которых удалось найти, можно судить лишь с некоторой степени достоверности. Например, проект здания бывшей Торговой академии, очевидно, потому не был реализован, что для размещения этой организации 1920-х годов. Из других проектов Рерберга можно назвать химическую лабораторию МГУ, дом Ин-ститута локомотивостроения. В разное время И.И. Рерберг проектировал также для других городов. По его проектам построены здания в Петербурге, Тюмени, в районе города Истры. В годы первой мировой вой-ны, как военному инженеру, ему пришлось строить оборонительные укрепления. На выставке, приуроченной в 1-му Всесоэзному съезду по гражданскому и инженерному строительству (1926 год), демонстрировался его проект вокзала для Сочи. Будучи мастером широкого диапазона, Иван Иванович всегда подчинял свое творчество реалистической основе архитектурно-градостроительных задач. Такое его ценное качество можно охарактеризовать словами В.Г. Белинского: "Он всегда держал свою энергическую фан-тазию в крепкой узде холодного ума". С начала 1920-х гг. И.И. Рерберг вел активную педагогическую деятельность, в частно-сти на факультете МВТУ читал курс сметного дела, насыщая лекции интересными примерами их своей практики. Ивану Ивановичу часто приходилось выполнять различные ответственные поручения. В конце 1924 года, будучи членом комиссии, возглавляемой А.В. Луначарским, он вместе с дру-гими крупнейшими советскими архитекторами разработал задание на конкурсное проектирова-ние Мавзолея В.И. Ленина на красной площади. В 1931 году Рерберг вошел в состав комиссии по приемке самого большого для того времени жилого и общественного комплекса Москвы, включающего 500-квартирных жилой комплекс ЦИК и СНК СССР на улице Серафимовича. О большом авторитете Рерберга свидетельствует частные обращения к нему за кон-сультациями и помощью. В 1925 году, когда из дома Пашкова были вывезены этнографические коллекции и коллекции живописи упраздненного Румянцевского музея, а освободившиеся по-мещения переданы Государственной библиотеке имени В.И. Ленина, содействие И.И. рерберга. А.И. Щусева, И.П. Машкова и Е.В. Шервинского обеспечило проведение реставрации этого архитектурного шедевра. Признавая большие заслуги И.И. Рерберга, Президиум ВЦИК летом 1932 года присвоил ему почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. "Инженер Рерберг" - так он подписывал свои чертежи, будь то конструкции, планы и рисунки фасадов зданий или их архитектурных деталей. Это не только показатель скромности и авторитета: Иван Иванович, как никто другой, умел без суеты добиваться такой четкости и со-гласованности всех сторон проекта, что Неувязки просто исключались. Его подпись служила гарантией, как бы знаком качества. Добросовестно исполняя гражданский долг, сосредоточива-ясь на решении наиболее актуальных для общества задач и никогда не прибегая к броским ар-хитектурным эффектам, он внес большой вклад в развитие архитектуры и строительства Моск-вы. Если отметить на плане города постройки Рерберга, можно заметить, как много их внутри Садового кольца, и за его пределами. Большая их часть сохранилась и корректно вписа-лась в городские архитектурные ансамбли. |
. страницы: | ||||||||||||||
|
|||||||||||||||
. содержание: | |||||||||||||||
. архи.Лекции |
|||||||||||||||
. архи.проекты: | |||||||||||||||
. архи.поиск: | |||||||||||||||
. архи.другое: | |||||||||||||||
. архи.дизайн: | |||||||||||||||
рaдизайн © 2003 | |||||||||||||||
|
© 2003, , ссылайтесь... |
Всё. |