|
Данный реферат имеет целью раскрытие градостроительных, архитектурно-образных,
социально-экономических, исторических и духовных значений культовых построек
в жизни, как отдельного человека, так и целого государства, его образования
и развития; возрождение русской национальной духовности и культуры.
Рассматриваемые вопросы в историческом контексте дают более полное представление
о влиянии православной архитектуры, как всеобъемлющем принципе и укладе
жизни русской деревни и её градостроительном значении.
Обширны территории России. Велики расстояния между крупными поселениями
– городами. Города всего лишь узлы, центры пересеченья гигантских коммуникационных,
производственных, людских, информационных, торговых, и прочих потоков.
Между этими узлами и потоками тысячи лет складывались, жили своей жизнью
и дрейфовали материки и острова огромных пространств, заселенных малыми
и средними общинами сельского населения.
До технологического взрыва XIX-XX веков эти ремесленные и крестьянские
общины составляли основную массу населения России и являли собой относительно
монолитную духовную общность, одним из главных факторов образования, которых
на протяжении тысячи лет стало появление и существование на территории
России христианства в наиболее распространённой его форме Православии.
Православная церковь не только влияла на духовный и нравственный климат
общин, но активно участвовала в процессах миграции народов, расселении,
освоении новых земель. Зачастую именно культовые здания Православной церкви
становились символами не только Веры и Надежды, но и легитимности владения
новыми территориями. Для различных племён и этносов церковь, как носитель
незыблемых нравственных законов, стала учителем, судьёй, программой созидания,
а также социальным регулятором, удерживающим общество в состоянии относительного
равновесия.
Поэтому градостроительные стороны данной проблемы рассматриваются либо
как сверхзадачи в системе расселения, планировочной организации и развитии
инфраструктуры целых областей и краёв, или же, как создание законченных
композиционных ансамблей – архитектурных пейзажей в конкретном сельском
населённом месте.
Строительство культовых зданий сопровождало деятельность всех социальных
слоёв рождающегося и изменяющегося Российского государства. Строил Великий
князь или боярин собор, строил отшельник-монах скит или часовню, строил
купец или крестьяне церковь – этот процесс всегда сопровождался рождением,
ростом внешним или внутренним, стабилизацией селитебных территорий и социальных
отношений. На каждом из перечисленных трех уровней церквестроительства
этот акт достоин внимания и рассмотрения, но остановимся на самом малоизучаемом
уровне – строительстве и значении сельских храмов.
Взаимосвязь всех выше рассматриваемых проблем очевидна, корни которых
уходят глубоко в историю: от первых христианских поселений на Руси до
раскола с его «антивеличайшим» значением и исходящими последствиями.
Глава 1.
« В начале было Слово,…, и Слово было Бог» – сказано у Иоанна, так и
понимание значений культовых построек идёт из понимания определений слова
«церковь» – как сообщества людей: «где двое сошлись во имя Моё, там и
Я между них»; церковь как архитектурный образ – овеществлённый высший
идеал человеческих стремлений в духовной и мирской жизни. Это не значит,
что церковное строение должно отражать идеалы научно-конструктивного мышления
(наука лишь часть развития цивилизации), но мера и красота есть суть в
духовном развитии сообщества и отдельного человека, его стремления к совершенству.
Рассматривая ряд общетипов культовых построек и символов, можно выделить
такие как церковь, часовня, колокольня или звонница, обетный столб или
крест, погост с оградой – как кладбище . Их взаимосвязь и влияние являются
целью данной главы.
Описание градостроительного ландшафта начинается с дороги ведущей к нему.
Дорога – путь, а на пути всегда встречаются различные места имеющие какое-то
особое значение. В старину на Руси эти особые места помечали особыми знаками
– памятными или обетными крестами или столбами, везде, где люди считали
нужным осенить себя крестным знамением. Большой резной крест с надписью
или иконой на высоком бугре у откоса – как ориентир, поменьше – может
даже на сельской улице или на опушке леса, как оберёг или остерёг, мало
ли значений. Но всегда там, где любо и приятно. Такие кресты в эпоху Петра
I ставили вместо часовен, если была надобность; и нередко их покрывали
кровлей, положенной на бревенчатую или брусчатую обвязку о четырёх опорах.
Иногда их ставили на росстанях, и тогда там ещё клали скамьи под навесом,
чтоб люди могли у развилки дорог посидеть-отдохнуть, проститься, дать
обет…
Часовня – это уже строение, клетская или шатровая, но она ставилась для
свершения разных треб в деревнях часто вместо церквей, иногда – вместе
с ними.
На Руси часовни необходимы, просторы велики и не все деревни многолюд-ны.
Там где приход небольшой и со-держание постоянно действующей церкви невозможно
ставили часовни и совершали в них крещение младенцев, венчание или отпевание.
В раннехристианские времена часовни ставили над входом в подземные кладбища
или над катакомбными церквами. Иногда их ставили над ручьём или ключом
с целебной водой, иногда на росстанях и больших дорогах для сбора подаяний
или молений для путников.
Часовня отличается от церкви отсутствием у первой апсид и обычно меньшими
размерами, хотя есть много исключений, с формальной стороны в часовне
не ведут постоянные богослужения.
Церковь – сельский приходской храм, с раннехристианских времён имеет
каноническую схему взаимного подчинения объёмов – частей: главная – сама
церковь, с запада к ней примыкает притвор с трапезной, с востока – алтарь
(апсиды), с севра и юга часто пристраивались приделы с малыми алтарями.
Это обобщённая схема, на Руси много трансформаций её существует, но порядок
один.
К выбору для строительства церквей, как, впрочем, и всего остального,
русские мастера подходили основательно. Интуитивно ли или анализируя местность,
но церкви ставили для наилучшего восприятия на освещённом месте: на берегу
реки, на опушке леса или в поле, но всегда с учётом рельефа, чтобы все
эти факторы подчёркивали особенности сооружения, составляли общий архитектурно-пространственный
пейзаж. И так было потому, что это дело богоугодное, а человек как созданный
по образу и подобию божьему всегда чувствует красоту. А если его душа
свободна и чиста и нет в ней злобы, а Бог, то и всё, что он делает тоже
божественное.
В старину люди ближе были к Богу – к церкви, они составляли единое: церковь
была частью людского бытия. В дореформенные времена на Руси трапезная
в церкви играла огромную роль, утерянную - упразднённую позже.
В трапезной собирались общественные трапезы и собрания, ожидали службу
пришедшие из далёких деревень, проводились совещания для сбора подписей
или податей и многое другое. Церковь была истинно общественным центром
деревень: не формально, а по людскому желанию и шли туда не просто отправлять
обряды, а самосознание и совесть вели людей туда.
|
.
страницы: |