|
На Руси до колоколов для созыва к богослужению или при других случаях
использовали деревянные била или металлические полосы - клепала, подвешенные
рядом с церковью на деревьях или специальных подставках – звонницах. Когда
появились колокола, для них стали выстраивать сначала столбчатые, а позднее
обнесённые срубом, потом и каменные, колокольни, венчаемые обычно шатром
с главкой. Колокольни или звонницы, входившие в состав церкви или часовни
(в пореформенные времена) всегда имели второстепенное значение, даже если
были выше основной главы, но всегда для выявления общей композиционной
идеи.
Отдельно стоящие колокольни ставились обычно с западной стороны церкви
и образовывали общий архитектурно-законченный ансамбль, дополняемый высокой
оградой с главными воротами. Нередко на погосте ставилось две церкви зимняя
и летняя, и в общей композиции с колокольней рождали прекрасный целостный,
притягательный образ.
В петровские времена, с внедрением принципов регулярности во все аспекты
жизни, колокольни стали размещать по продольной оси храма - кораблём,
нередко с проходами через них в церковь. Так были утрачены чисто народные
приёмы композиции архитектурных ансамблей погостов. Но это было уже следствие.
Люди живут, люди умирают. Смерть на земле – рождение у Бога. Древние
кладбища – погосты имели не меньшее значение, чем сами церкви. Почитание
предков было всегда в почёте. Стариков уважали не за их возраст, а за
жизненный багаж – опыт, за знания и умения, а потому слушали их. Уважали
дело делаемое. И к своим могилам относились также, конечно через своих
потомков. Тихое умиротворение и спокойствие царствуют там, а не грусть
и тоска.
Погосты часто обносились оградой с маленькими, часто шатровыми, воротами.
В архитектурном построении древних церквей большую роль играло внешнее
окружение – застройка, её композиционное расположение для наилучшего восприятия
движения к центру – церкви, и общему градостроительному единству в соподчинении
вертикали церкви и колокольни и ритмическому ряду домов.
И так все элементы вместе образуют общий ансамбль, архитектурно-природный
образ размером в волость. А волость это не одна деревня, но один приход.
Глава 2.
Градообразующим катализатором малых населённых мест служит церковь, как
средство организации общин и выработки морально-этических норм, а также
средство управления общинами: помощь государству в управлении законами,
создание нравственного климата в целом.
Природный ландшафт дополняется ландшафтом сельских поселений, что создаёт
некоторую органику – многоступенчатость в градообразовании регионов.
Опустение и вымирание деревень создаёт резкий контраст: пустые земли,
условно говоря, врезаются в каменные глыбы городов - обрывается связь.
Вымершие деревни ещё не рассыпались в прах, они стоят: чёрные остовы домов
напоминают, что эта связь была – была полная освоенность и заселённость,
символами которой были храмы. Гибель «доменов» - деревень – катастрофа
государства.
«Домен» - общинное устройство, ведение хозяйства, социально-этические
отношения, взаимодействие человека с природой.
Объединяющим звеном является на сегодня поиск морально-нравственной идеи,
и только церковь может дать её. Церковь поддерживала в обществе нравственно-этические
законы, формировала людское самосознание. Поэтому возрождение идеи расселения
и управления землёй, создание общей инфраструктуры: город – село, стало
главной задачей в структурообразующем значении церквей.
Со времён мощного градообразования и индустриализации в России идёт мощный
отток населения из сёл и деревень в города, что привело к практическому
обезлюдиванию этих земель и потери управления над ними. Погибли многие
домены, которые держали целые регионы под контролем: экономическим и нравственным
– разрушаются связи с землёй. В результате разрушения этих связей на нижнем
уровне привело к негативным последствиям во всём обществе: разрушение
оного как государства.
Основой - базой были мелкие поселения: основа пирамиды, на которой выросла
вся цивилизация и культура. Разрушив основание, начало сыпаться и всё
остальное.
Малые поселения, рассредоточенные с большой плотностью, создают кровеносно-вегетативную
систему, которая не даёт отсохнуть конечностям и основным органам. Разрушение
этой системы повело за собой к развалу всей структуры и «одичанию» людей.
Ведь организация людей в сообщества с их нравственными, юридическими законами
создавала культуру, т.е. этнос в духовном понимании.
Города, как мощные мегаполисы, являются двигателями научно-технического
прогресса цивилизации. Но двигатель без базы не может существовать сам
по себе, он повисает в воздухе и начинает работать в холостую. Это не
значит, что урбанизация приносит только негативные последствия, но всё
должно существовать и развиваться в равновесии. Если равновесие нарушается,
то происходит откат: либо технический, либо нравственно-духовный, а иногда
и то и другое вместе. Что и происходит, и начало нравственно-духовного
обнищания началось задолго до 1917 года, намного раньше.
Как в жизни каждого человека есть поворотные события, так и в историческом
развитии нашей страны есть такая веха или же росстань, когда «был оставлен
русский путь» (Вл. Соловьев). Это было не одномоментно, но сформировалось
в конечном итоге в реформы патриарха Никона. Эта веха называется «раскол»
и его последствия. Понимание раскола не просто как политического акта,
а как всеобъемлющей национальной трагедии во всех аспектах жизни и даёт
полное представление и пути к возрождению забытых традиций и символов
русского народа.
Начало раскола можно отнести к XVI веку, когда Московское государство
нуждалось в сильной централизованной власти. Церковь, как духовная власть
над народом, поддерживает идеи силы и самодержавия, и таким образом начинает
отходить от народа. А значит, народ лишается своего духовного судьи и
пастыря – начинающей терять доверие, церковь. После реформ церковь становится
почти государственным учреждением, ещё больше отходя от народа, а значит
церковь как суд совести, становится формальным судом власти.
Так были отвергнуты раннехристианские демократические идеи и республиканские
основы жизни в русском народе.
Церковь, как власть, требует укрепления дисциплины и порядка, а, следовательно,
унификации обрядов, установления единообразия церковной службы (за основу
взяты греческие правила и обряды), общего подчинения и общей типологии.
Власть, сосредоточенная в городах с их социально-культурной спецификой,
вводит эту культуру регионы – в село. Появляются «благолепные обновления»
- чуждые русскому народу приёмы украшательства.
В XVIII веке церковь превращается в Синод, а в XIX – «ведомство православного
вероисповедания». Петр I вносит в мирскую архитектуру и градостроительство
европейские каноны, что отражается и на культовой архитектуре. Бывшая
в прошлом духовно-идеологической основой русской жизни, призывавшая человека
к внутреннему самосовершенствованию и самоконтролю, к осознанному действу
во имя идеала, а не к слепой вере в абстрактный идеал, церковь примерно
к середине XIX века окончательно обюрокрачивается, превращаясь из епархии
духовных наставников – «праведников духа» в епархию «чиновников в рясах».
Но все эти преобразования проходят и через умы и души русского народа,
отдаляя его от истоков, от истинных нравственных ценностей, от церкви:
она всего лишь учреждение. Всё это вело к потере народного самосознания,
когда «не форма и внешний закон как понуждение довлели над человеком,
а совесть его свободная воля» (А.В. Ополовников).
Всё это вылилось в ранжирование жизни и культуры русской. Церковные обряды
превращаются в формальные мероприятия. Грядет духовный, а за ним и государственный
крах. Потому реформы, мягко говоря, 1917 года – это итог тех преобразований
русской жизни, их «апофеоз».
|
.
страницы: |