|
Восстановление церкви на уровне мелких общин сейчас является основным
средством восстановления русской национальной духовности.
Мелкий приход не представляет интереса для государства, но их возрождение
ведёт к объединению всего государства, его возрождению, усилиями народа,
т.е. снизу. Возрождение истинной духовной власти, независимой от власти
мирской является основным направлением к идее структурного восстановления
как всего государства, как территории в виде архитектурно природных ансамблей,
так и всей русской культуры.
Восстановление структуры расселения всего государства на уровне мелких
поселений состоит в воссоздании и новой организации церковных приходов.
Исходяще реконструкция и строительство церквей в сёлах является отправной
вехой в процессе восстановления национального самосознания, его любви
к земле родной. Как следствие – управление землёй и социально-экономический
подъём регионов.
Духовное и социально-экономическое значение церкви для русского народа
неоспоримы.
Создание общего архитектурно-природного ансамбля церкви с окружающей её
застройкой и ландшафта играет немаловажную роль в градостроительном и
архитектурно-образном восстановлении государства и отдельного поселения
для человека. Увиденные прекрасные образы церковных ансамблей, как воплощения
идеи духовности, воли и самосознания, поднимают человека над самим собой.
Прекрасные образы влекут, их идеи откладываются в душах и привносятся
во всё, что делается людьми. Возрождение народных композиционных идей
– одна из главных задач в процессе проектирования и построения художественно-выразительной
системы пространственно организованных объектов. Пространственная форма
– это символ, передающий функциональную и образную информацию, воплотившуюся
в церкви в овеществлённую идею «Слова».
Глава 3.
Храм как культурный центр, вписанный в ткань городского организма, питает
его, и обогащается вместе с ним. Техногенный фактор подавляет тонкие нюансы
восприятия структуры небольшого объекта – хрупкого организма в гигантском
коралловом рифе города. Но город бывает и маленький, бывает даже и не
город, но – люди живут.
Проблема поиска структурообразующего элемента в постсоциалистическую
эпоху в России в малых поселениях возникает год от года все острее.
Россия велика и многогранна, но она Православная и. Церковь в душах людей
навсегда. Белая и чистая, венчает Она все наши желания и стремления, даже
вне нашего понимания.
Эстетические аспекты расположения новых объектов общественного значения
в населенных пунктах выявляются приземленной конфигурацией транспортно-торговой
инфраструктуры, и закрепляется интенсивно развивающимися городскими пространствами,
тяготения людей к прекрасному. Анализ и концепция развития поздних небольших
город и населенных пунктов подразумевают нахождение культурного центра
как места притяжения людских масс, а соответственно и капиталов. Городской
парк, спортивное ядро, торговый комплекс, водоем образуют рекреационную
зону. Градостроитель помещает его в наиболее живописное место, строительные
технологии воплощают идею досуга в формы обещающие экономическую выгоду.
Но святое место выбирает только Он. И храм в сложившемся каркасе относительно
неизменной пространственно-планировочной организации населенного пункта,
не на что не претендуя и ничего не пытаясь доказать вводит в заблуждение
своей наивностью, обезоруживая и покоряя.
«Там где двое сошлись во имя Мое, там и Я между них» - церковь как паства
и церковь как храм всегда вместе, и рукою творца-зодчего водит Дух Святой.
«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст
Божиих». Церковь есть слово и начало, и молчание не есть золото, если
оно не с Богом. Так и город, и село без церкви подобны глухонемому, страждущему
музыки.
В русском селе или деревне церковь часто играла роль мощной доминанты,
формирующей и изменяющей не только искусственные ландшафты селитебных
территорий, но и природные ландшафты, оставаясь, однако, с ними в полной
гармонии.
Казалось бы, сравнительно с жилыми домами и избами, огромные массы церквей,
колоколен, куполов, кажутся функционально неоправданными. Даже соотношение
полезной площади самого здания к его объёму, говорит об иных задачах и
целях, нежели простое отправление церковных обрядов.
Восстановление церквей в сложившихся сёлах с градостроительной точки зрения
практически не представляет труда, так как они стоят в местах созданных
самим сочетанием природы и человеческого духа, к которым тяготел испокон
веков.
В новых сёлах, созданных по принципам регулярной планировки и отсутствием
идеи подчинения архитектурно-духовной композиции, свойственной старым
деревням и волостям, особенно на севере России, с центром притяжения –
церковным комплексом, место для строительства храма или часовни выбирается
с учётом не только самого населённого места, но его окружения, удалённости
от других деревень и социально-экономических факторов.
Композиционные особенности построения архитектурного объёма церкви на
сегодня диктуются художественно-выразитель-ными и экономическими требованиями.
Духовное значение выявляется через одухотворённость мастера – архитектора.
Чувство ансамблевости и лаконизма должно стать первым звеном в цепи возрождения
национальных идеалов - «как красота и мера скажут».
|
.
страницы: |