|
Дворцы-музеи и парки города Ломоносова - ценнейшие памятники русской культуры
и искусства 18-го ве-ка, созданные выдающимися архитекторами и русскими
мастерами.
Ораниенбаум - единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной
войны не подвергся разрушению фашистскими захватчиками.
Блокированный в течении двух с половиной лет, он стал мощным опорным пунктом
обороны войск Ленин-градского фронта, откуда 14 января 1944 года началось
наступление на врага, приведшее к его разгрому под Ле-нинградом.
Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города
Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное
убранство 18-го века. Поэтому они представляют со-бою огромную художественную
ценность как подлинные архитектурные памятники, знакомящие нас с историей
и искусством прошлого.
Дворцово-парковый комплекс города Ломоносова состоит из Нижнего и верхнего
парков. В них располо-жены Большой дворец, Каменный зал, дворец Петра
3-его с въездными воротами, Китайский дворец, павильон "Катальной
горки", Кавалерский корпус, Китайская кухня.
Выход России к Балтийскому морю, строительство Петербурга и Кронштадта
побудили Петра 1-го начать заселение безлюдного побережья Финского залива.
Земли на южном берегу залива были подарены А.Меншикову, который начал
строительство большой усадьбы, названой "Ораниенбаумом", что
в переводе означает "померанце-вое дерево".
Сооружение Нижнего парка и на нем дворца происходило в период с 1710 по
1725 год. Построенный архи-текторами Д.Фонтана и Г.Шеделем Большой дворец
- композиционный центр всего ансамбля. Нижний парк, тесно связанный с
дворцом, был разбит в регулярном стиле.
Загородная резиденция А.Меншикова по размаху, богатству, парадности превосходила
все, что было выстроено до этого времени.
Она отвечала требованиям придворного быта и служила для дипломатических
приемов. Работы по устрой-ству Верхнего парка начались еще в начале 18-го
века, а разбивка отдельных участков велась на протяжении по-следующих
столетий.
Архитектор А.Ринальди в период создания центральной части Верхнего парка,
так называемой Собственной дачи, применил геометрический принцип разбивки
аллей и площадок. Элементы пейзажной планировки он осуще-ствил у "Катальной
горки". В 1870-х годах парк приобрел тот облик, который сохранился
до наших дней. В на-стоящее время Верхний парк, объединяя ряд разностильных
садовых композиций, является единым по своим ху-дожественным достоинствам
ансамблем и принадлежит к числу лучших образцов парко-строительного искусства.
На территории Верхнего парка много прудов. Напротив Японского павильона
Большого дворца расположен Нижний пруд, называвшийся в 18-ом веке "Малым
увеселительным морем". Восточнее – Красный пруд, ранее на-зывавшийся
Верхним.
К 1746-1762 годам относится второй период дворцового строительства в Ораниенбауме.
Пригород стано-вится резиденцией великокняжеского малого двора - Петра
Федоровича и Екатерины Алексеевны. В восточной части Верхнего парка на
возвышенном берегу речки Карости, среди густой зелени был выстроен небольшой
двух-этажный каменный дворец Петра III и въездные ворота с башенкой, шпилем
и чугунной решеткой.
Дворец Петра III, сооруженный в 1758-1762 годах, первая постройка архитектора
А.Ринальди в Ораниен-бауме. Первоначально он входил в комплекс зданий
крепости Петерштадт, выстроенный для великого князя Петра Федоровича.
Крепость была сооружена по всем правилам тогдашнего фортификационного
искусства, с валами, рвом и подъемными мостами. Въездные ворота и каменный
дворец, реставрированные в 1952-1953 и в 1960-1962 годах, отличаются строгостью
архитектурных форм и интересны как постройки, когда-то тесно связанные
с крепостью. В первом этаже находятся четыре комнаты, не имеющие архитектурно
декоративного убранства. В настоящее время здесь расположена выставка "М.В.Ломоносов и русское художественное стекло", организованная
на материалах музея Ломоносова Академии наук СССР.
Дворцовые помещения второго этажа отделаны лепкой, резьбой, росписями
по лаку, картинами, шелком. Из шести дворцовых комнат самая маленькая
- Буфетная. Отделка стен шелком не сохранилась, но оформление восточной
стены декоративными полочками в обрамлении лиственного орнамента и картушей
для стиля позднего барокко. Поставленные на полочки вазы и статуэтки китайской
и японской работы дополняют декоративную от-делку интерьера. Картинный
зал, стены которого украшены картинами, размещенными в шпалерной развеске,
наиболее интересное помещение дворца. В Картинном зале Ораниенбаума среди
итальянской, немецкой, фламанд-ской, голландской школ 17-го и первой половины
18-го века имеется ряд произведений, представляющих собой большую ценность.
Таковы "Венера и Купидон" художника Пьетро Либери, женские головки
Пьетро Ротари, "Стадо коз с пастухом" художника Филиппа Петера
Рооса, картины анималиста Иоганна Фридриха Гроота, пейзаж Карела Дюжардена,
"Улица в деревне" художника Яна Брейгеля Старшего и другие.
Панели, откосы, двери зала расписаны золотом по лаку в характере китайского
искусства крепостным художником, "лак ирным мастером" Фе-дором
Власовым. Из русских декоративных работ подобного рода они являются единственно
сохранившимися. Также отделаны Кабинет и Спальня, сохранившие великолепную
лепку перекрытий, выполненную итальянцем Джани и русскими мастеровыми
людьми по рисункам архитектора Антонио Ринальти. Особенно интересна лепка
потолка будуара, изображающая крепость Петерштадт.
Вокруг дворца Петра III в парке произведена в 1952-1953 годах реконструкция.
с южной и западной сторон здания сделаны площадки, разбиты три цветника
с рисунками орнаментального характера. Посадки деревьев и кустарников,
осуществленные в 70-х годах 19-го века, дополнены в послевоенное и настоящее
время. Продолжен-ная в 30-х годах 19-го века Рябиновая дорога
проходит среди лугов и небольшого леса, мимо причудливых прудов "Карпиного"
и "Подковы". Этоодна из живописнейших частей Верхнего парка.
Картины природы разнообразны здесь во все времена года. Летом радует глаз
сложная гамма оттенков зеленой листвы, а осенью кроны деревьев поражают
яркостью и контрастностью зе-леных и желто-красных тонов.
|
.
страницы: |