|
Зимой своеобразный пейзаж создают красные прутья корнуса, а также вечнозеленые
ели и пихты. Красота этого участка парка, кажущаяся естественной, на самом
деле является плодом большого мастерства садоводов и архитекторов.
Связывая восточный и западный участки Верхнего парка, Рябиновая дорога
приводит в центральную часть, которая вместе с расположенными здесь Китайским
дворцом, "Катальной горкой" и другими постройками в 18-ом веке
носила название "Собственной дачи".
В 1760-х годах именно здесь развернулись под руководством архитектора
А.Ринальди крупные строитель-ные работы для Екатерины 2-ой. Каменный одноэтажный
Китайский дворец
напоминает павильон; он стоит на невысокой площадке из каменных плит,
огороженной узорной металлической решёткой. Дворец тесно связан с парком.
Дубы, посаженные с трех сторон дворца, составляют с ним единое архи-тектурное
целое. Два партерных садика с южной стороны сохранились от прежней регулярной
планировки, и в 1947 году цветники в них были восстановлены по старым
чертежам.
Расположение Китайского дворца в стороне от Главной перспективы, его сравнительно
небольшие размеры свидетельствуют об интимном характере этой постройки.
Тем не менее во дворце находятся семнадцать комнат. Все они, полностью
сохранившиеся до нашего времени, в своем оформлении отличаются изысканностью
и мас-терством исполнения.
Каждое из помещений решено по-своему, с применением различного материала
- стекляруса, лепки, искус-ственного мрамора, смальты, слоновой кости,
дерева, штофа. Отделка интерьеров, согласованная с архитектурой, делает
их подлинными произведениями искусства.
Уникальные по художественному значению паркетные полы являются образцами
тончайшего набора из "заморских" и отечественных пород дерева,
сделанного русскими крепостными мастерами.
К "заморским" породам дерева относятся: палисандр, черное- эбен,
сандаловое, красное, лимонное, розовое, амарант, табачное, самшит. Из
отечественных пород - береза, орех, клен, яблоня, сосна, дуб, груша. Для
каждой комнаты набирался свой, нигде более не повторяющийся рисунок пола,
связанный с декоративной отделкой ин-терьера.
В некоторых помещениях в наборе можно насчитать до пятнадцати пород дерева.
Окраска комнат, решен-ная в голубых, бледно-розоватых, сиреневых, светло-зеленых
и светло-желтых тонах в сочетании с позолотой производит впечатление изысканности.
На плоскостях стен и падуг выделяются лепные украшения, задуманные и выполненные
с большим мастер-ством. Работали в Китайском дворце русские крепостные
мастера, имена которых остались неизвестны. Они "по чертежам и под
смотрением" Ринальди умело претворяли в жизнь художественный замысел
архитектора, передав все разнообразие и богатство форм живой природы.
В декоративном убранстве интерьеров преобладает живопись итальянских мастеров
Венецианской Академии художеств - Питтони, Дицциано, Гварана, Цуньо, Цуккарелли.
Во дворце в 1765-1768 годах работали итальянские художники Стефано Торелли
и известный орнамента-лист Серафино Бароцци.
Выставленные в залах художественные изделия 18-го века работы русских
и иностранных мастеров органи-чески взаимосвязаны с архитектурой интерьера,
так как выполнялись по рисункам А.Ринальди или приобретались по его заказу.
Зеркала в резных золоченых рамах, консоли, банкетки, табуреты, мебель
"Зеленого гарнитура", мо-заичные столы из смальт, бюро и другие
предметы являются неотъемлемой частью декора. К числу редчайших коллекций
принадлежат японские, китайские и мейсенские фарфоровые изделия. Неповторим
по замыслу и мас-терству оформле-
ния Стеклярусный кабинет, для отделки которого были использованы все виды
искусства: живопись, мозаика, вышивка, резьба, лепка. Двенадцать панно,
вышитые синельно с фоном из стекляруса, декорируют стены кабинета. Стеклярус
искрится серебристыми, сиреневыми, розовыми оттенками. Панно для этого
кабинета выполнены французскими мастерами по специальному заказу. Необыкновенная
слаженность композиции, прекрасно рассчи-танные пропорции и разнообразие
красок делают вышивку редчайшим образцом искусства 18-го века.
Согласованность всей отделки комнаты подчеркивал пол наборной работы из
смальт, выполненный крепо-стными мастерами Петергофской гранильной фабрики
под руководством мастера Якопо Мартини.
В середине XIX века мозаичный пол Стеклярусного кабинета был разобран
из-за необходимости ремонта и не возобновлялся. Рисунок пола из разных
пород дерева воспроизводит первоначальный орнамент. Уникальные мозаичные
столы сделаны в XVII веке из смальт теми же русскими мастерами.
Одним из лучших интерьеров дворца, полностью сохранившим отделку XVII
века, считается Зал муз. Отли-чительная особенность его архите6ктуры –
органическая связь с парком, благодаря прорезанным большим окнам-дверям.
В декоративном убранстве использована живопись, выполненная художником
Торелли. В простенках изо-бражены музы – покровительницы искусств и наук.
В полной гармонии с росписью на стенах находится плафон "Венера и
грации" (холст, масло), написанный также Торелли. Композиция плафона
уравновешена. Колорит мягкий, тающий с преобладанием холодных тонов.
К числу сохранившихся интерьеров XVIII века относится также и Сиреневая
гостиная. Сдержанная цветовая гамма в окраске стен и перекрытий, прихотливый,
свободный рисунок лепного растительного орнамента стен и падуг, картины
в лепных рамах – составляют убранство этой комнаты.
Четыре интерьера дворца, отделанные в характере китайского искусства и
декорированные подлинными ки-тайскими художественными произведениями,
определили наименование дворца. Декоративная отделка Большого и Малого
китайских кабинетов, Опочивальни и "Кабинетика" решена в этом
же стиле. Непревзойденная по красоте декоративная отделка изделий ставят
это здание в число шедевров мирового искусства.
Парк великолепно просматривается из больших дверей и окон дворца. За двести
лет он сильно изменился. Черты прежней геометрической разбивки сохранились
в планировке прямых и радиальных аллей, прямоугольных площадок, партерных
садиков. Остался и пруд, вырытый перед южным фасадом дворца, но в XIX
веке его пра-вильная форма была изменена. На западном берегу в 70-х годах
XIX века построена беседка "Пергола". На восточ-ном берегу –
фрейлинский домик, когда-то находившийся здесь, который в середине XIX
века был перестроен и назван Китайской кухней.
|
.
страницы: |