|
Мраморная скульптура, выполненная итальянскими мастерами в XVIII – XIX
веках и установленная на тер-ритории парка Китайского дворца, и в настоящее
время украшает его.
Типичная для пейзажного парка Английская дорога проложена от дворца среди
лугов и леса на запад. На всём её протяжении созданы удивительные по красоте
пейзажи, благодаря умелому сочетанию – берёз, елей, ду-бов, чёрной ольхи
и открытых пространств – полян и лужаек. Дорога – в красивых поворотах
и изгибах, вполне оправданных и воспринимаемых как естественные. Умело
созданные декоративные ландшафты, с расположенны-ми на них деревьями –
одиночные экземпляры чёрной ольхи, - делают эту часть парка исключительно
живописной и разнообразной.
В западной части парка, на краю береговой террасы, находится павильон
"Катальной горки" – уникальный памятник русской архитектуры
второй половины XVIII века. Он входил в состав крупнейшего увеселительного
архитектурного ансамбля "Катальной горки", построенной по проекту
архитектора а.Ринальди в 1762-1774 годах.
Катанье с гор – одно из самых интересных развлечений XVIII века – получило
интересное архитектурное решение.
В Москве, в Петербурге и их окрестностях талантливыми зодчими были созданы
русские катальные горы. Идея создания подобных сооружений восходит к традиционному
народному развлечению – катанью с ледяных гор, имевшему большое распространение
в России. К настоящему времени из всех построек подобного характера сохранился
только павильон "Катальной горки" в парках города Ломоносова.
Ораниенбаумская "Катальная горка" представляла собой сложное
сооружение. Скаты горки примыкали к южному фасаду павильона, занимая существующий
здесь луг протяжённостью в пятьсот тридцать два метра. Пер-вый прямой
скат горы имел в высоту двадцать метров, постепенно переходил в плавные
полуовальные горки, с которых катались исключительно в летнее время на
специальных колясочках.
Горы обрамлялись двумя рядами каменных колонн, образующих галереи. Крыши
галерей, украшенные скульптурой и вазами, были решены как прогулочные
площадки, с высоты которых открывались красивые виды на парк.
Колоннады и скаты были разобраны в середине XIX века. Сейчас на месте,
где располагались эти сооружения, находится большой луг прямоугольной
формы, обрамлённый строем пирамидных пихт.
Сохранившийся павильон оригинален по композиции, представляет собой здание
в три этажа с тремя выступами, увенчанное высоким в форме колокола куполом
в центре, а по линии второго этажа имеет колоннаду.
Его фасады парадны со всех сторон и рассчитаны на богатую игру света и
тени. Голубой цвет стен, белые колонны, многочисленные вазы и другие декоративные
украшения придают зданию воздушность и лёгкость.
Многообразие форм и архитектурных деталей при композиционном единстве
в сочетании с окружающим пространством ставят павильон в один ряд с лучшими
памятниками русской архитектуры.
Планировка внутренних помещений тесно связана с решением плана его фасадов.
В центре третьего этажа находится
Круглый зал. К нему примыкают Вестибюль, Фарфоровый и Белый кабинеты,
расположенные в южном, восточ-ном и западном выступах. Декоративная отделка
интерьеров соответствует увеселительному назначению сооруже-ния. Большие
остеклённые двери и открытая терраса связывают зал и кабинеты с окружающим
парком. Отсюда открываются прекрасные виды на аллеи, пруд и залив. В убранстве
комнат применены живопись, лепка, позолота, искусственный мрамор.
Росписи свода и стен в круглом зале, выполненные художником С.Бароцци
в темперной технике, отличают-ся лёгкостью и полупрозрачностью красок,
являются крупнейшей работой этого мастера в России.
К выдающимся образцам декоративного искусства относятся обрамлённые художественной
лепкой над-дверные картины овальной формы "Нептун", "Наяда
на дельфине" и "Амфитрида" исполненные масляной живопи-сью
на холстах, специально для этого зала в 1767 году художником С.Торелли.
Пол из искусственного мрамора – единственно сохранившийся в нашей стране
образец работы такого вида, выполнен в 1767 году итальянским мастером
Г.Спинелли с пятью русскими учениками. Художественный рисунок и световая
гамма искусственного мрамора хорошо сочетаются с остальной отделкой зала.
В декоре Фарфорового кабинета достигнуто глубокое единство живописи, лепки,
позолоты, гармонически слитых с предметами прикладного искусства – фарфором.
Плафон, стены и пол были выполнены по рисункам с,Бароцци в 1767 году.
Скульптурные фигурки обезьян, орлят, амуров работы А.Джани поддерживают
резные полочки, на которых помещены фарфоровые группы, пред-ставляющие
редчайшую коллекцию настенных украшений. Сорок фарфоровых групп были выполнены
по специ-альному заказу для "Катальной горки" на Мейссенском
заводе известным мастером XVIII века И.Кандлером и скульптором В.Асье.
Для фарфоровых изделий характерны выразительность и пластичность форм.
Основные композиции – "Триумф Амфитриды", "Нептун и Фетида",
"Боевой слон", "Виктория", "Морская торговля",
"Волга" и "Днепр" – раскрывают содержание и тематический
подбор коллекций. Мифологические сюжеты, по которым выполнены скульптуры
являются своеобразными аллегориями, прославляющими Россию как могущественную
морскую дер-жаву.
В белом кабинете стены и плафон украшены изящной белой лепкой работы А.Джани;
плафон решен, как светлое воздушное пространство. В центре настенных панно
– связки оружия и символы побед Русского государ-ства. Светлые приглушенные
тона в окраске стен гармонируют с нежными тонами пола искусственного мрамора.
В отделке кабинета много общего с декоративной лепкой вестибюля и лестничной
площадки.
Реставрация фасадов и интерьеров произведена в 1951-1958 годах.
Большая художественная ценность павильона "Катальной горки"
состоит в том, что его замечательная деко-ративная отделка XVIII века
сохранилась в своём первоначальном виде.
Восточнее павильона "Катальной горки" на краю возвышенности
находится здание Каменного зала, построенного неизвестным архитектором
и предназначенное для танцев и концертов. Композиционно оно связано с
П-образным прудом и Тройной липовой аллеей.
|
.
страницы: |