|
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения
в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. Причём
в одних подра-жали итальянским первоисточникам, в других –восприняли лишь
отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным
традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в. барокко находит
выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах зданий при том,
что основ-ным стилевым направлением Франции XVII в. был классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах
он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы
за национальное единство, вкусы бюргерства.
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной
характер и иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности
приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью,
пластика, ставшая основным средством художественной вырази-тельности,
создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные
криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется
бурной динамикой форм, группируются колон-ны и пилястры , фасады и интерьеры
зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота,
лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими
по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной
выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном
умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное
в нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувст-ва.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности
использова-нием традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее
ярко проявился в архитектуре Левобе-режья и Слобожанщины , воссоединённых
с Россией в результате освободительной войны украинского на-рода 1648-1654
гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов,
дело обстояло ина-че. Иными были заказчики, их вкусы и требования, иными
были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные приёмы
строительства и строительные материалы, усиливалась политика като-лической
экспансии . Именно этой политикой объясняется строительство большого количества
католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.
Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному стилю
барокко, был иезуитский костёл Петра и Павла во Львове, построенный в
1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане –это базилика
с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным нефом
и аркбутанами над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к готической
архитектуре. Здание костёла почти полностью копирует римскую церковь капитула
иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей стиля барокко
Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится примером для многочис-ленных
католических церквей во многих странах. Во Львове по его образцу с теми
или иными отличиями строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж.
Б. Джизлени), Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.). характерными для
стиля барокко были также многочисленные небольшие однонефные костёлы.
Черты ба-рокко стали присущи и другим типам зданий –дворцовым, замковым
и прочим. (здание королевского арсе-нала во Львове, 1635 г.)
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией,
начался но-вый этап в истории украинской архитектуры. На воссоединённых
землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется
новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобе-режной
Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется
украинское население, основываются новые города и сёла, растут и застраиваются
старые. Западные центры украинской культуры –Львов, Луцк, Острог постепенно
утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Пе-ряславу,
Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство
церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины –теперь они
становится основными заказчиками. Если раньше каменные здания были единичными,
то теперь их строительство приобретает массовый характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано.
Им руководил При-каз каменных дел, в обязанности которого входили вопросы
квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за
строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа каменных дел рас-пространяется
и на украинские земли, и так как объём строительства был очень велик,
на Украину приезжа-ют русские мастера, причём даже ведущие архитекторы
страны. Вполне естественно, что эти мастера прино-сят с собой новые приёмы
строительной техники и формы, характерные для русской архитектуры того
вре-мени. Основную массу строителей составляли украинские мастера, многие
из которых позже работали в Рос-сии. Работали на Приднепровье и Черниговщине
и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых
ими зданий опре-делённые черты, свойственные их творческой индивидуальности,
стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., имел свои
особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и худо-жественных
черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным
обстоятельст-вом было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся
с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу
настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки
были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны
были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко
быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Ком-понентами стиля были
национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты
русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.
Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер.
Это резко отлича-ло её от застройки европейских городов, где чаще всего
соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми
друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип древне-русской
планировки –радиально-порядковой, носившей живописный характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично
сохранив-шим свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в
Чернигове –большой, одноэтажный, пере-крытый высокой двухскатной крышей
и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчлене-ны пилястрами,
огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши,
полуко-лонки и треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов
близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно
крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум,
построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом
с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В
западной части здания –высокая башня, необычная по форме –на верхнем ярусе
её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован
наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII –начала XVIII
вв. можно отне-сти многочисленные трапезные палаты в православных монастырях.
Очень интересна трапезная чернигов-ского Троицкого монастыря, по словам
исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко, «подлинный
шедевр национального архитектурного стиля» . Трапезная построена в 1677-1679
гг. ещё до начала строительства монастырского собора. К трапезному залу
с западной стороны примыкают сени и хо-зяйственные помещения, а с восточной
–Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом
зодчестве. Ца-пенко писал, «дух времени требовал монументальных образов.
Главной задачей, особенно в XVII –начале XVIII вв., становится создание
выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянного на-родом
в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.»
В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из которых
один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской
архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням
–киевскому Со-фийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове,
и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся
самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный
тип и все они после восстановления «одеты» в барочную «одежду»; надстроены
верха, появились пристройки, фасады украшены декором.
Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове. В
композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный
в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера,
башни перед западным фасадом, барочный фронтон, элементы декора)
|
.
страницы: |