|
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого
периода. Наи-более выразительно национальные черты проявились в каменных
храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых.
К постройкам этого типа относится один из лучших памятников украинского
зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными
главами Покров-ский собор в Харькове (1689г.). Это древнейшее сооружение
города и единственно сохранившееся от за-стройки Харьковской крепости.
Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей.
Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм
и все ярусы глав хо-рошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В
объёмно-пространственном решении отразились традиции украинской трёхверховой,
многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в
плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным
планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающеёся
в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как прави-ло ставились
на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое
построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный
в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор венчают
пять широких восьмигранных бараба-нов , перекрытых куполами с высокими,
традиционными для украинской архитектуры завершениями. Ком-позиция здания
имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют
элементы, род-нящие её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей
считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с прекрасным
лепным декором в характере украинского на-родного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на Украине,
не переносили на украинские церковные здания типологические и композиционные
черты русской архитектуры, но повсеме-стно применяли свойственные ей элементы
пластики и декора. Композиционные черты украинской архитек-туры сказались
и на русской архитектуре. Примером этому может служить Надвратная церковь
Новодевичь-его монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма
национального самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского
барокко. Это нашло выражение в ти-пах, конструктивных особенностях, декоре.
Но главная особенность стиля –это новаторские и вместе с тем традиционные
композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего
про-странства, органически сочетаемого с внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений
не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными
для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу
XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство
принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную
жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и
католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского
братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других
городах западных областей Украины работают крупные зодчие того времени,
сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном
отношении.
В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например Николаевский
костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной структурой
здания. В тех же формах позднего ба-рокко построен и костёл Софии во Львове.
Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании Доминиканского
костёла. Стро-ился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де Витте мастером
Мартином Урбанником. План костела эллипти-ческой формы с капеллами по
бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане, играющий большую
роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад с портиком и
лучкообразным фрон-тоном, что близко к творческой манере великого зодчего
эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского костела необыкновенно
торжественный, с многочисленными скульптурами.
Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с творчеством
Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое время построил храмы
во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В творчестве Меретина
большую роль играла скульптура, и он в большинстве слу-чаев работал со
скульптором И.Пинзелем. Меретин –мастер того направления позднего барокко,
в фасадах которого чувствуется приближение классицизма. Во Львове Меретин
строит одно из лучших зданий бароч-ной архитектуры –собор святого Юра
на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор строился
в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма преобладают
плавные криволиней-ные очертания. Уступчатая композиция здания, венчающего
холм, близка к традициям украинского зодчест-ва.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского
мона-стыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по проекту архитектора
Готфрида Гофмана. Строи-тельством руководил львовский мастер П.Полейовский.
Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрас-но вписывается в окружающую
природу, доминируя над местностью. Стройные, нарядные башни и фигур-ный
фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор и белоснежный
цвет стен создают жизне-радостный образ, далёкий от монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился
в Чернов-цах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча,
построенная в 1767 г. на средства, отпу-щенные Екатериной II. По плану
и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих церк-вей.
Некоторые отличия –в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного
этажа и верхней об-ходной по стенам галереи, бойниц явно оборонительного
характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями коринфского
ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями» типичными
для украинской архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных
областях Ук-раины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того,
как с украинскими мастерами начали со-трудничать петербургские зодчие.
Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы
кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из
ранних таких приме-ров –великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого
монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского
монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г. крупного
петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора
дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий, харак-терных
для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником немецкой архитектурной
школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает
по приглашению Киевско-Печёрской лавры для строительства большой колокольни.
Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота составляла
96,5 м. Она была построена, впервые в украинской архитектуре, по принципу
ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй ярус
выдержан в формах римско-дорического ордера, третий –конического и четвёр-тый
–коринфского, то есть тут использована классическая схема ордерной архитектоники,
известная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные черты видны лишь в
спаренных колоннах, раскрепованных карнизах и очертаниях завершения главы.
В строительстве колокольни применена новая для того времени техника, в
частности, специально изготовленные керамические блоки. Цельные керамические
коринфские капители имеют 154см в высоту и 140 –в ширину. Как писал о
ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской лавре трудом моим сделанная
каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется… и на вечность
оная звонница стоять будет» .
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита
Рафаила Заборов-ского и, судя по характеру форм, ему принадлежит проект
знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и характернейших
памятников украинского барокко XVIII в. Брама – западные ворота Со-фийского
монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой, оформленной
колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного очертания
барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими
мастерами.
Из построек Киева, периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую
колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант города.
Над первым этажом, возведённым ешё в нача-ле XVIII в. в 1744-1748 гг.
были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной главой
(четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху
ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера И.Стобенский
и С.Стобенский).
В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви –архитектурного
шедевра ми-рового значения. Выбор места для строительства не случаен.
На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была построена
церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая, объ-ёмная
композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви
выполнен великим Рас-трелли. Андреевская церковь –одно из ранних произведений
архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным
особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взле-тающим
вверх высоким куполом, завершающемся барочной главкой и четырьмя тонкими
башенками, по-ставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими
традиционное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. Церковь
сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов.
Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен,
белых колонн и золотых капителей и деталей декора.
|
.
страницы: |