arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи география
  Украинское барокко
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум


Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского (Мариинско-го) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по образу построенного Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и наново построен архитектором К.Я.Маевским в 1870 г. в стиле растреллиевской архитектуры). Также как и Андре-евская церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил архитектор И.Ф.Мичурин, работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей «командой» –группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве и самостоятельно строивших некото-рые объекты в Киеве. Так, его ученики Ф.Панов и М.Юрасов строят большое здание Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского барокко.
Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня Дальних пещер Киево-Печёрской лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761 гг. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса под-чёркивают сплошным рустом его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь плоскость над проез-дом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с коринфскими капителями на угловых вы-ступах, орнаментной лепкой, покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой бароч-ной многоярусной «баней» и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял вместе с лавр-скими мастерами –И.Горохом, И.Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни отличается высоким профессионализмом. В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по характеру ар-хитектуры к колокольне Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.
Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого выдающегося рус-ского архитектора –А.В.Квасова. Он был из тех русских архитекторов, которые старались продолжить тра-диции петровского барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и насыщенной пла-стикой и декором архитектуры. А.В.Квасов приезжает на Украину строить по заказу Разумовских собор Бо-городицы в Козельце (1752-1763 гг.). По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завер-шающийся пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали ( как в Андреевской церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки достигают высоты завершающего карниза, что прида-ёт композиции главного объма здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской церк-ви, типично для украинской архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт, что русский архитек-тор сознательно обращается к традициям украинского зодчества, возможно не без влияния заказчиков –Разумовских.
Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко –с пучками колонн и рас-крепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове (1771-1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770-1776 гг.)
Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей, ярче всего про-явившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей необыкновенной стилевой целостностью и ор-ганическим единством с окружающей природой. В основе художественной выразительность ансамбля лежит живописный принцип композиции, характерный ещё для градостроительства древней Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий


Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование проис-ходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и Ле-вобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и приёмы характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и при содействии русских и западных мастеров, на Украине появился новый стиль –украинское барокко, как и петровское барокко от-личное от западного, и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный колорит и непревзойдённейшую красоту.

Литература:


1. Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. –Киев.: Будивэльнык, 1989. –стр. 32-49.
2. Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. –Москва.: Стройиздат, 1984.
3. Советский энциклопедический словарь.
4. Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. -Киев.: Будивэльнык 1986. –стр.261-337.
5. Архитектура Украинской ССР. Том 1. –Москва. 1954.

  . страницы:
1    
2    
3    
     
     
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
проект для Самары
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2003  

click "refresh" if uncorrect value 
SUPERTOP
Рейтинг@Mail.ru

    © 2003, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz