|
Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского
(Мариинско-го) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по образу построенного
Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном
виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и наново построен архитектором
К.Я.Маевским в 1870 г. в стиле растреллиевской архитектуры). Также как
и Андре-евская церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую
церковь и дворец строил архитектор И.Ф.Мичурин, работавший главным архитектором
Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей «командой» –группой архитекторов
и учеников, помогавшим ему в строительстве и самостоятельно строивших
некото-рые объекты в Киеве. Так, его ученики Ф.Панов и М.Юрасов строят
большое здание Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом
крышей видны черты украинского барокко.
Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня Дальних
пещер Киево-Печёрской лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761 гг.
Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных
и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса под-чёркивают сплошным
рустом его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь плоскость над
проез-дом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с коринфскими
капителями на угловых вы-ступах, орнаментной лепкой, покрывающей все плоскости
фасадов. Колокольня завершается высокой бароч-ной многоярусной «баней»
и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял вместе с лавр-скими
мастерами –И.Горохом, И.Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни
отличается высоким профессионализмом. В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню
Ближних пещер, близкую по характеру ар-хитектуры к колокольне Дальних
пещер, но без боковых башенок на углах.
Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого
выдающегося рус-ского архитектора –А.В.Квасова. Он был из тех русских
архитекторов, которые старались продолжить тра-диции петровского барокко
во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и насыщенной пла-стикой
и декором архитектуры. А.В.Квасов приезжает на Украину строить по заказу
Разумовских собор Бо-городицы в Козельце (1752-1763 гг.). По типу это
поставленный на подклеть девятикамерный храм, завер-шающийся пятью верхами.
Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали ( как в Андреевской
церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки достигают высоты завершающего
карниза, что прида-ёт композиции главного объма здания цельный характер.
Завершение глав, в отличие от Андреевской церк-ви, типично для украинской
архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт, что русский архитек-тор
сознательно обращается к традициям украинского зодчества, возможно не
без влияния заказчиков –Разумовских.
Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко –с пучками
колонн и рас-крепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные
колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове (1771-1775
гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770-1776 гг.)
Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей,
ярче всего про-явившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли, как
Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь
в Киеве поражают своей необыкновенной стилевой целостностью и ор-ганическим
единством с окружающей природой. В основе художественной выразительность
ансамбля лежит живописный принцип композиции, характерный ещё для градостроительства
древней Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной
лепкой фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой
зданий
Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских
монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский период.
Окончательное их формирование проис-ходит в эпоху барокко, когда создаются
новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся
доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые
уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими
компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое
стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации,
«одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своём художественном
выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский
и другие монастыри Приднепровья и Ле-вобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская
архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При рассмотрении
архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что многие
постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и приёмы
характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и
при содействии русских и западных мастеров, на Украине появился новый
стиль –украинское барокко, как и петровское барокко от-личное от западного,
и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный
колорит и непревзойдённейшую красоту.
Литература:
1. Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. –Киев.: Будивэльнык, 1989.
–стр. 32-49.
2. Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. –Москва.: Стройиздат, 1984.
3. Советский энциклопедический словарь.
4. Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. -Киев.: Будивэльнык
1986. –стр.261-337.
5. Архитектура Украинской ССР. Том 1. –Москва. 1954.
|
.
страницы: |