|
С конца XVIII - начала XIX века в культурной жизни столиц, наряду с театральными
предприятиями, развивается новый тип увеселительных заведений - вокзалы.
“Вокзалами” назывались загородные сады с клубно-концертными помещениями,
в которых проходили концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и
маскарадами. Само понятие происходит от слова “воксал”, которое означало
место общественных гуляний и развлечений в Англии в середине XVII века.
Так называлось небольшое поместье недалеко от Лондона, принадлежавшее Воксу
де Броте, где устраивались балы, спектакли и фейерверки. В XVIII столетии
“воксалами” обзаводится вся Европа.
Поначалу в России подобные праздники были ориентированы лишь на высшее дворянство,
но со временем, с развитием капиталистических отношений, купечество стало
тоже посещать подобные увеселения, а с начала XIX века стали устраиваться
подобные празднества и для всех жителей города.
Первый вокзал в России был построен по повелению Петра I в Екатерингофе.
Так Екатрингофский вокзал стал первым клубно-концертным летним учреждением
Петербурга, проработавшем вплоть до шестидесятых годов XVIII века, пока
здание не было уничтожено пожаром. “Сколько народу, сколько разгульной весёлости,
шуму, гаму, музыки, песен, плясок и проч. было там. Богатые вельможи делали
свои палатки из турецких дорогих шалей, в палатках на столах стояла роскошная
трапеза, рядом помещались оркестры дворовых музыкантов. Сколько щегольских
модных карет и древних прапрадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи
и веревочной сбруи, прекрасных коней и тощих старых кляч, прелестнейших
кавалькад и прежалких всадников можно было встретить там. Всюду азиатская
роскошь. Впрочем местами проглядывала и непокрытая голь и нищета. Нередко
из-за богатой палатки виднелся чуть-чуть прикрытой рогожей и тряпками шалаш
с единственными украшениями: дымящимся самоваром и простым пастушеским рожком
для акомпанемента поющих и пляшущих поклонников алкоголя.
Вельможи, приезжая сюда со свитою в несколько десятков человек, пировали
по три и по четыре дня; перед их палатками плясали и пели песенники-цыгане
в белых кафтанах с золотыми позументами. Здесь же на потеху народу завязывался
кулачный бой...”
Первый общественный увеселительный сад открылся весною в 1793 году на Мойке;
учредил его заместитель директора императорских театров, барон Ванжура.
Увеселительный сад именовался “Вокзал в Нарышкиновом саду”. Здесь каждую
среду и воскресенье давались праздники, балы, танцевальные вечера и маскарады
с платою по рублю с человека. Увеселения начинались с 8 часов вечера; посетители
могли приходить в масках и без масок. В зале, предназначенном для танцев,
играло два оркестра - роговой и бальный. В открытом театре шли, в основном,
понтомимы, реже - большие представления и народные пляски. При таких представлениях
публика платила два рубля за вход.
Здесь выступали и путешествующие актёры, мастера разных “физических, механических
и других искусств”, музыканты, играющие на органе и лютне, мастера верховой
езды, дрессировщики львов и других зверей, “художники искусственных потешных
огней”.
Нарышкинский вокзал не смог просуществовать долго, скоро он закрылся, хотя
его артисты, по словам современников, имели большой успех. Скорее всего
причиной закрытия послужили финансовые трудности предприятия.
Другим общедоступным и платным садом был сад на острове Круглом. Объём предлогамых
услуг был значительно меньше, но и плата составляла 25 копеек, а за всё
лето - 2,50 рубля.
Были также и загородные сады со свободным входом для всех: кн. Вяземского,
Зиновьева, Апраксина, Потёмкина, Шереметьева и многих других.
В Петербурге существовал также и императорский Летний сад для представителей
высшего дворянства. Известны также загородные сады отдельных помещиков для
избранной публики: Аптекарский, или Ботанический, сад графа Разумовского
на Крестовском острове; в этом саду для увеселения публики закидывались
сети для ловли рыбы; тут же находился трактир, где посетителей угощали напитками
и различными блюдами; Каменный остров с увеселительным садом в голландском
стиле с беседками графа Бестужева-Рюмина. Известен был также и сад гофмаршала
Елагина. Здесь в праздничные дни играла музыка, выступали артисты и организовывались
фейерверки. Дворецкому было приказано угощать всех желающих обедом и ужином.
Некоторые богатые помещики устраивали праздники для друзей в своих садах,
ничуть не отличавшиеся от императорских. Так, например, некто Ганин тратил
на проведение вечера не менее пяти тысяч рублей. По его приказу создавались
из зелени и цветов множество беседок, храмов и других замысловатых строений.
Крепостная прислуга была загримерована и переодета под нимф, сильфид и амуров.
Кругом играла музыка, горели бенгальские огни, а по вечерам устраивались
фейерверки. Многие помещики, давая такие представления за счёт средств,
полученных в кредит, часто не думали о расплате. Это порой заканчивалось
для них трагически.
Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительных садов
подобного рода был - Сад Минеральных Вод. Акционерное общество Минеральных
Вод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Поначалу здесь
проводились только балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду
и залах разные игры, буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых
годов, когда их антрепренёром стал Ив.Ив.Излер. “Это был не столько новый
по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный
на среднюю и мелкую буржуазию” . Его организаторы сделали ставку на сравнительно
широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали
тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные
программы, объединённые по тематическому признаку.
Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ,
стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял
из:
“В концертном зале:
• Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом
г. Васильевым;
• Дуэт тенора и баритона;
• Виртуозы игры на цимбалах;
• Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова”.
В театре:
• Полковые песенники, плясуны и музыканты;
• Гимнастические упражнения;
• Бальный оркестр г.Шлецингера”.
Репертуар 1853 года:
“ В концертном зале:
• Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;
• Тирольские певцы;
• Соло-флейтист;
• Трио в составе сопрано, тенора и баритона;
• Дуэт на концертино;
• Па-де-де и вариации из балета;
• Акробатические упражнения;
• Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.
В эстрадном театре:
• Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;
• Фокусник-трансформатор;
• Гимнастические представления;
• Атлетические упражнения;
• Аттракцион: группа арабов-кабилов - скачки, игры и соревнования в единоборстве.”
|
.
страницы: |