arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Площади классицизма (типология)
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

    Пути формирования площади Нового времени и закономерности ее эволюции в русле Ренессанса и барокко исследованы весьма тщательно. Следующая фаза ее развития связана со стилем классицизма(1). Географические рамки распространения этого стиля расширились из-за возрастания международных связей, что определило общность композиционных решений в разных странах Европы и Америки.

Назревшей задачей является исследование градостроительства классицизма как единого в своей сущности явления, концепции которого были в разной степени теоретически разработаны и неоднозначно в эстетическом отношении реализованы на практике зодчими разных стран. При стадиальной общности исторического развития (вызревание капиталистических начал в рамках разлагающейся феодальной формации) реальное многообразие путей этого развития в отдельных странах обусловило разницу в темпе градостроительного процесса и неповторимость его особенностей, которая усиливалась своеобразием преломления идей классицизма национальным художественным сознанием зодчих. Характерные черты национальных школ классицизма можно выявить лишь при широком сопоставлении типологически и композиционно однородного материала, черпаемого из наследия всех охваченных этим стилем стран.

Исследование градостроительства классицизма в целом, необходимость которого подсказана логикой развития и значительностью самого явления, пока не предпринималось из-за недостаточной наработанности материала на национальных уровнях. Однако для анализа отдельных звеньев градостроительного процесса, протекавшего в условиях стран, отличающихся по исходной архитектурной традиции, по экономической, социокультурной и природной ситуации, материала накоплено достаточно. Таким звеном целесообразно избрать площадь — ключевой элемент структуры, планировочное и художественное решение которой отражает мироощущение и характер исторической эпохи(2).

Ввиду различия в темпах исторического развития хронологические границы исследования для крупных географических регионов несколько разнятся: в градостроительстве Европы классицизм в целом занял около двух столетий — с середины XVII до середины XIX в.; в России

1. Среди многочисленных исследователей градостроительства XVII — первой половины XIX в. нет единой точки зрения на соотнесение градостроительных явлений и художественных стилей. Одни связывают градостроительство этого времени с барочной концепцией архитектурного пространства, распространяя ее и на XIX в.; другие считают, что в основе градостроительства Нового времени лежат классическая традиция и рационалистические тенденции в мировоззрении и творчестве европейских зодчих предшествующего периода, подготовившие формирование классицизма как стиля, который, исходя из своей концепции, развил архитектурные и художественные приемы барокко, трасформировав их согласно собственным художественным представлениям и требованиям эпохи. Автор придерживается второго мнения.

2.Из многочисленных работ по данной теме наиболее ценны книги: Бринкман А. Площадь и монумент — М., 1935; Zucker P . Town and square . Cambridge ( Mass . ) — London , 1970.

и США одно — с середины XVIII до середины XIX в.

В большинстве обобщающих трудов площадь рассматривают преимущественно в контексте истории градостроительства (причем почти без учета нашего опыта)(3). Между тем, проблема градостроительных форм классицизма, без исследования которых трудно определить реальный вклад эпохи в мировое наследие, изучена недостаточно. Поэтому наша цель — проанализировать на широком материале, как стиль классицизма формировал необходимые эпохе типы площадей, создавая общественные пространства разного назначения, очертаний и художественного уровня, используя по-своему набор приемов, накопленных прошлым.

Наиболее ярко особенности эпохи, стиля и национальных традиций выразились в главных площадях крупных городов и в площадях столичных. Устройство или реконструкция площадей нередко являлись средством политического утверждения правящего режима. В силу длительности рассматриваемого периода — от укрепления абсолютизма до укрепления буржуазной демократии — социальная роль главной площади постепенно менялась: из архитектурно-пространственного фона статуи короля она превратилась в наиболее развитых странах в гражданский центр капиталистического города.

На этой завершающей стадии Нового времени значение площади в городе все более возрастает. Ускорившийся темп экономического развития; территориальное разрастание городов; увеличение товарных и пассажирских перевозок (в том числе транзитных); потребность в общественных пространствах, усилившаяся по мере демократизации общества и вовлечения все более широких его слоев в новые формы проведения досуга, рожденные веком Просвещения, — все это изменило отношение к городскому пространству, вызвало необходимость преодоления былой разобщенности частей города, объединения и активизации городского пространства. Соответственно изменилось и отношение к площади: она уже не могла оставаться ни "островным" образованием в ткани застройки, "парадным залом" города, как в период Ренессанса, ни пространством, целиком ориентированным на монументальное здание, как в барокко. Площадь стала активным узлом городской структуры, организующим и направляющим сквозное движение, связанным улицами с другими площадями в единую, ясно организованную систему городского пространства. Отсюда раскрытость, проницаемость площади классицизма как главная ее особенность.

Концепция классицизма основывалась на этой роли площади. По мнению крупнейшего теоретика архитектуры середины XVIII в. М.А.Ложье, "Естественное место площади — на пересечении многих улиц. Площадь устраняет столкновение встречающихся потоков движения с разных улиц"(4). И далее: "...чтобы быть красивой, городская площадь должна образовывать центр, из которого можно легко попасть в разные кварталы города и

3. Lavedan P. Histore de 1'Urbanisme. V. II. — Paris , 1952; Hiorns F. Town-building in history. — London , 1956; Morini M. Atlante di storia dell'urbanistica. — Milano, 1963; Gutkind E.A. International history of city development. — London , 1965; Bacon E. Stadtplannung von Athen bis Brasilia . — Zurich , 1968; Benevolo L. The history of the city. — Cambridge ( Mass. ), 1980; Chueca Goitia F. Breve Historia del Urbanismo. — Madrid , 1980.

4. Laugier M.A. Observations t'architecture. La Haye . — 1765. — P . 168.

обратно, куда можно быстро добраться из разных кварталов. Поэтому необходимо, чтобы на площадь вливалось несколько улиц наподобие того, как дорожки парка стекаются к круглой поляне"(5). Последнее сравнение показывает, что в пору расцвета "гражданского" города ренессансная схема идеального города-крепости, видимо, уже не осознавалась как изначальная.

Новое время обусловило не только увеличение числа городских площадей, но и их более четкую функциональную дифференциацию. Главная площадь традиционно оставалась местом государственных и религиозных актов, празднеств и процессий, проведения театральных зрелищ и коррид (Пиренеи), праздничной торговли, а иногда и аутодафе. Но к издавна бытовавшим типам площадей — культовым (соборным и приходским), административным, торговым и разным их сочетаниям на реконструированных участках города или вне его исторического ядра добавились новые — плацпарадные, театральные, разного рода мемориальные, площади-скверы, транспортные развязки, въездные, а в конце периода и привокзальные. Торговые площади приобрели специализацию по видам товаров. Некоторые из них (площади для съестных припасов, овощные, цветочные) обычно размещали в центре города, тогда как площади, связанные с торговлей скоропортящимися или громоздкими товарами (рыбные, мясные, сенные, дровяные, конные), а также ярмарочные, относили на периферию. Среди площадей этой группы интерес для нас представляют лишь те, в решении которых присутствовало художественное начало.

Функциональное разнообразие площадей XVIII в. поставило проблему поисков соответствующих им форм, которые отличались бы от привычных, уже имевшихся в структуре города предшествующего времени. М.Ложье считал, что "...должно различать формы площадей как таковых от форм других сооружений... Новые площади, которые нам предстоит выстроить, были бы невыразительными, если бы они выглядели холодным повторением форм, уже существующих"(6).
  . страницы:
1
2
3
4
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © М.Б. Михайлова Архитектурное наследство. Вып.38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российск. Акад. архитектуры и строит. наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф.Гуляницкого.- М.: Стройиздат, 1995.- 400 с.: ил.- С.83-101
Ред. коллегия: Н.Ф.Гуляницкий, И.А.Бондаренко, Е.И.Кириченко, М.Б.Михайлова, А.С.Щенков, И.В.Эрн, http://archi.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz