arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Площади классицизма (типология)
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

   Схема амфитеатра, возникшая из археологических увлечений XVIII в., использовалась чаще для оформления парадных пространств: проект овальной площади К.Рэна у собора Св. Павла в Лондоне (1667), площадь Правительства в системе центра Нанси (1755), проекты овальных площадей в комплексе Форума Бонапарта в Милане Л. Каноника (1803, 1814,)(32), проект площади у моста Мильвия в Риме Дж.Валадье (1805)(33); реже для торговых площадей — Прато делла Валле в Падуе (архитекторы А.Меммо и Д.Черато, 1775)(34). Вместе с тем овал, даже помещенный на осевой магистрали или пересечении улиц, сохранял противоречащую тенденциям Нового времени замкнутость, что делало его формой сравнительно архаичной. Не случайно, многие из замыслов овальных площадей остались неосуществленными. Своеобразным вариантом типа амфитеатра должна была стать овальная площадь Большого Кремлевского дворца (1770-е гг.) В.И.Баженова, южная половина которой ограждалась полукружием-кулисой, а северная, напротив, раскрывалась по четырем направлениям. Большинство овальных площадей, запроектированных для русских городов, не было выполнено. Среди реализованных правильностью удли-

32. См .: Fusco R. de L'architettura dell'Ottocento. — Torino , 1980. — Р . 24, 25.

33. См.: La Padula A. Roma e la regione nell'epoca napoleonica. — Roma, 1969. — Fig. 229.

34. Peyre R. Padoue et Verone. — Paris , 1907. — P. 4, 5; Rikwert J. Указ. соч. — С. 317—319.

ненной формы выделяется Александровская площадь в Таганроге (архит. Амброджо Молла, 1808—1830)(35), план которой восходит к типу римского цирка. Окаймленная ранее аркадами на ступенчатом основании, эта торговая площадь расположена вдоль осевой магистрали и просматривается из разных точек города благодаря пересекающим ее улицам. Необычный вариант овальной формы — две пологие дуги, не смыкающиеся по концам, — дает устроенная Н.А.Львовым площадь перед собором в Могилеве (1780-е гг.)(36).

Другой планировочный тип — овал, образованный двумя полукружиями по сторонам магистрали, — использовался преимущественно у въездов в город. Обычно от этих площадей внутрь города отходил пучок улиц. Таковы площади Сан Галло во Флоренции (1740-е гг.), дель Пополо в Риме (архит. Дж.Валадье, 1816—1831, табл. П.7), а также Порта Санта Кроче во Флоренции, Порта Сан Франческо в Парме и площадь у Серпуховской заставы в Москве с ветвлением улиц по обе их стороны.

Завершая обзор замкнутых площадей, упомянем и о треугольной форме. Она возникала на стыках разнонаправленных фрагментов регулярной планировки. Ранний пример — Треугольный форум в Помпеях. В Европе это обычно скверы, у нас — пространства с церквами или торговыми рядами посредине (Троицкая площадь в- Керчи), торговые в Херсоне и др.

Открытые формы площадей — черта Нового времени с его пониманием непрерывности городского пространства и его органического единства с природным окружением. Естественно поэтому повсеместное распространение с середины XVIII в. форм площадей, являющихся половиной или фрагментом геометрической замкнутой фигуры. Из них чаще всего применялись полукружие, П-образная форма и полуоктогон.

Революционным было изобретение Дж.Вудом формы кресента — Роял Кресент в Бате — упругой дуги, образованной единым фасадом сблокированных домов. Метрический ритм фасадного фронта был художественным приемом, выделявшим разнообразие сопоставленной с ним живой природы, являвшейся в этом ансамбле своего рода доминантой. Кресенты стали быстро множиться как в Бате, так и в Лондоне, Эдинбурге и других местах. У нас кресенты не были приняты, но их успешно заменила полуциркульная площадь как в крупном масштабе (развернутая на реку площадь Кост-

35. ЦГИА РФ, ф. 1293. on. 166, д. 15, л. 1.

36.Морозов В.Ф. Развитие архитектурных школ в монументальном зодчестве Белоруссии 1770—1830 годов: автореф. дис. ... канд. архит. — М., 1987. - Т. 1. - С. 16; Т. 2. - Табл. 10.

ромы с веером улиц), так и в миниатюре (раскрытое к морю полукружие у Потемкинской лестницы). Обращенное к городу полукружие во всех странах служило как въездная площадь, открывающая широкий обзор на город.

Для главных площадей эта схема использовалась в двух вариантах: доминанта помещалась или в центре полукружия или в его фокусе. В первом случае полукружие играло роль импозантной "оправы", как бы выдвигающей на зрителя ведущее сооружение и отступами дуг направляющей его к нему. Использованный еще во второй половине XVII в. (площадь перед Коллегией четырех наций в Париже, архит. Л.Лево, 1668), этот прием приобрел особую популярность в первой половине XIX в.: Форо Каролино в Неаполе (проект Л.Ванвителли, XVIII в.), Казанский собор в Петербурге А.Н.Воронихина (1801—1811) и Форум Мюрата в Неаполе (площадь Плебисцита, архитекторы П.Бьянки и Л.Лаперута, 1817—1849). Во втором — полукружие, пронизанное сходящимися лучами улиц, как бы собирало зрителей на образуемой им аванплощади, динамические очертания которой, приближая к главенствующему объему, побуждали воспринимать его с разных точек зрения, но в четко фиксированном "кадре". Таковы площади Одеон в Париже и Граслен в Нанте, Плас д'Арм в Дижоне, Дворцовая в Петербурге, площади перед зданием Двенадцати коллегий в Петербурге и дворцом Потемкина в Екатеринославе на проектах А.Д.Захарова и И.Е.Старова.

Распространенным типом открытых площадей были так называемые марины — обращенные к морю или к реке: полуоктогоны (королевские площади в Бордо и Лиссабоне, Плас Фонтетт в Кане,

площади в Богородицке и в Глазове, в Новом Орлеане, США, П-образные, реже полукруглые, и полигональные. Сравнительно с реализациями Запада русская практика и проектный материал выделяются изобретательностью и разнообразием геометрических форм и пропорций открытых площадей(37).

Для градостроительства классицизма характерно как расширение арсенала форм площадей и широкое их тиражирование, так и разнообразие

37. ПСЗРИ, лл. 352, 416 и др.

их трактовки, обнаруживаемое при сравнительном анализе. Другой отличительной его чертой является не только создание ансамблей отдельных площадей, но и подготовленное опытом барокко искусство их сочетания в единое пространство сложной формы. Необходимость архитектурно организовать разные по назначению и близко расположенные общественные пространства побуждала к проектированию системы площадей разных очертаний, сопоставленных друг с другом, "вращенных" в конкретную природную и архитектурную ситуацию и образующих художественно целостный городской центр или элемент центра. Структурно такой комплекс обычно состоял из двух или трех площадей разных форм, соединенных улицей, бульваром или коротким переходом.

Таковы объединенные улицами площади: круглая Кинге Серкус и Королевский полумесяц в Бате; восьмигранная Амалиенборг и квадратная Соборная в Копенгагене; прямоугольная Театральная и полукруглая площадь Чернышева в Петербурге и др. Широкие бульвары связали близкую к прямоугольнику площадь Согласия с круглой площадью Звезды в Париже и аналогичную первой Королевскую с овальной площадью Правительства в Нанси. Своеобразен ансамбль Нанта, где прямоугольная Театральная площадь переходит в полукруглое пространство Плас Граслен, под углом примыкающее к площади-променаде Кур де ла Репюблик. Систему перетекающих одно в другое полукруглого, овального и полигонального пространств образуют площади-скверы Эдинбурга: Рандольф-кресент, Энсли-плейс и Морей-плейс. В России площади в центре городов иногда объединялись широкими пространствами: Дворцовая и Сенатская площади в Петербурге, трехсторонняя площадь у церкви Ильи Пророка и круглая Демидовская в Ярославле. В результате комбинирования различных по планировке площадей во многих городах периода классицизма появились неповторимые по своему облику и непохожие на созданные предшествующими эпохами ансамбли.

  . страницы:
1
2
3
4
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © М.Б. Михайлова Архитектурное наследство. Вып.38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российск. Акад. архитектуры и строит. наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф.Гуляницкого.- М.: Стройиздат, 1995.- 400 с.: ил.- С.83-101
Ред. коллегия: Н.Ф.Гуляницкий, И.А.Бондаренко, Е.И.Кириченко, М.Б.Михайлова, А.С.Щенков, И.В.Эрн, http://archi.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz