arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
   Площади классицизма (типология)
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн
Архи . форум

   Помимо функциональных и эстетических факторов, большое влияние на формирование особенностей площадей классицизма оказали физиологические потребности городов Нового времени. Эра промышленной революции вызвала их переуплотненность и остро поставила проблему санации. Просторные площади, соединенные прямыми улицами с другими площадями и беспрепятственно продуваемые ветрами, являлись резервуарами воздуха и света, способствовали удалению нездоровых испарений из сплоченной застройки. На равномерном распределении площадей как очагов оздоровления настаивали Л.Пасколи и Ф.Милициа, делавшие упор на социальную сторону градостроительства. Это требование также вело к преодолению замкнутости площадей, максимальному раскрытию их как на город, так и на окружающий ландшафт. Тяга к природе — физическая, эстетическая и духовная — отразилась во второй половине XVIII в. в широком отклике на идеи Руссо и романтических тенденциях в культуре. Природа становится действенным градообразующим фактором, определившим во многом и композицию площадей. Элементы природы — деревья, кустарники, газоны, цветники, иногда даже озерки — вводятся на городскую площадь и используются как одно из художественных средств

16. Laugier M.A. Essai sur 1'Architecture. — Paris , 1953. — Р. 313, 189.

17. Бринкман А. Указ. соч. — С. 219, 227.

18. Zocca M. Francesco Milizia e l'urbanistica del Settecento / / Atti del VIII convegno nazionale di storia dell'architettura. — Roma, 1956. — P. 229.

Университета и др.) обогащает стилистически единый ансамбль и выделяет доминирующий объем собора на ступенчатой платформе. По архитектурному качеству ей не уступал ансамбль главной площади Астрахани 1830-х гг. (табл. 1.5), в котором европейский характер целого (строгие объемы с колоннадами по сторонам прямоугольной площади, овальный сквер в середине) дополнялся и оттенялся русским колоритом фасада Московского двора и силуэтом верхов ближних церквей и соборов Кремля. К тому ряду ансамблей относится и площадь Старого базара в Одессе.

 

Квадратные главные площади XVIII в. сравнительно редки. Своеобразна для классицизма площадь в Нью-Хейвене (США, 1775): ее окаймленное деревьями пространство делилось пополам тремя зданиями церквей (табл. 1.6). Более характерна главная площадь Смоленска (1780, ее сторона — 225 м) с двухэтажной обстройкой, на фоне которой выделялись своей архитектурой дом губернатора и Дворянское собрание. В русском проектном материале 1760— 1780 гг. эта форма встречается часто, нередко в сочетании с прямоугольной на плане одного города. Среди реализации XIX в. отметим площади Бремерхавена (Германия), Лозницы, Бажины Башта, Лешницы (в Сербии), Кишинева и др.

Прямоугольная форма оказалась очень емкой функционально: она подходила и для плацпарадов, и для торговли, и в качестве площадей церковно-приходской и соборной, театральной и сквера.

Для XVIII в. характерны небольшие прямоугольные и квадратные площади-скверы с газоном и деревьями в центре, служившие садами жильцам окаймлявших их домов и поначалу запиравшиеся решетками на ночь. В Англии они превратились в национальный тип площади, удовлетворявший потребность горожан-

Тип восьмиугольной площади со зданиями равной высоты и без выступов широко распространился, особенно в XIX в., главным образом в качестве въездных и торговых: площади Эммануэля Филиберта в Турине, Кастеллан в Марселе площади в Женеве, Лас Навас де Толоса (Испания), в Богородицке, Новочеркасске (Николаевская площадь), Керчи (Предтеченская

24. Golzio V. L'architetto Bernardo Antonio Vittone urbanista // Atti del X congresso di storia dell'architettura. — Roma, 1959. — P. 110.

25. ПСЗРИ, лл. 285, 287, 293, 367.

площадь) и др. Эта схема применена в проектах главных площадей Венева, Каширы, Крапивны, Одоева, Ямбурга и Усть-Сысольска26. Особый, не встречающийся на Западе тип вытянутых восьмиугольных пространств, пронизанных множеством улиц, фигурирует на проектах Воскресенска и Подольска (1784, табл. I .16)(27).

Очень характерны для градостроительства классицизма редко применявшиеся ранее круглые и овальные планы. Круглые площади отвечали представлениям об идеальной форме пространства, возродившимся на заре Нового времени, в эпоху Ренессанса. Генетически пространства этих очертаний восходят к античности, где они использовались как транспортные развязки: круглые, окруженные колоннадами площади у Дамасских ворот в Пальмире и на пересечении кардо и декумануса в Герасе (диаметр 43,6 м); в центре последней возвышался тетрапил, возникавший как ориентир в перспективах улиц.

В городе классицизма круглые площади выполняли ту же функцию у въездов и в планировочных узлах. Площади со звездообразно расходящимися улицами проектировались для Лондона Рэном и Ивлином, для Парижа Паттом, для Лиссабона Э. душ Сантушем (1756), для Бата Р.Адамом (1777); они представлены на планах Аннаполиса (США, 1694), а также Симбирска, Вятки, городов Черниговской губернии начала XIX в.(28) и ряда других. Среди въездных площадей XVIII в., развивающих барочную схему римской площади дель Пополо с трехлучиями улиц, выделяются Рондель Плац в Берлине (проект), площади в Ла Каролине и Петрозаводске, весьма различные по трактовке исходного образца. Близкой к ним была площадь у Калужской заставы в Москве. Круглую форму нередко придавали и пространствам у перекрестков: площади Лиона. Марселя, Гренобля, Брюсселя, Твери, Астрахани, Одессы, Палермо и др.

В новых городах XVIII — XIX вв. круглые площади иногда играли роль главных — Кинге Серкус в Бате (архит. Дж.Вуд, 1754—1764), площадь в г. Шо (архит. Н.Леду, 1773), Кенигсплатц в Касселе (архит. Дюрей, конец XVIII в.), Круглая площадь в Полтаве (архит. А.Д.Захаров, 1803—1811), площади в Пожеге и Кральеве (Югославия, 1830—1840 гг.)(29). В противоположность транспортным развязкам главные площади этой формы мыслились сравнительно замкнутыми, "сосредоточенными" на той функции, которая была положена в их основу. Такова Кинге Серкус, вначале предназначенная для спортивных игр избранного общества; кроме того, ее плотная трехэтажная обстройка, видимо, преднамеренно создавала контраст Королевскому полумесяцу, чтобы при переходе на него сильнее ощущался эффект прорыва в природу. Всего по двум осям раскрывается круглый центр Шо; лишь один сквозной проезд намечался А.Антолини в его проекте Форума Бонапарта в Милане (1801) вокруг замка Сфорца, обведенного каналом и обстроенного по кругу без разрывов общественными зданиями(30). Круглая торговая площадь для Уфы и Симбирска проектировалась архитектором И.То-

26. ПСЗРИ, лл. 360, 363, 366, 60.

27. ПСЗРИ, лл. 17, 24.

28. ПСЗРИ, лл. 391, 392, 395.

29. Cм.: Branco Maksimovic. Urbanizam u Srbiji — Beograd , 1962. — P. 152, 155.

30. См.: Aldo Rossi. L'architettura della citta'. — Padova, 1966. — Fig. 16, 17.

сканом внутри гостиных дворов (1780-е гг.,)(31). Аналогичным по плану, всего с четырьмя выездами, был и созданный В. Гесте образцовый проект круглой площади (первая треть XIX в.). На этом фоне равновесием ограждающих объемов и просветов выделяются площади Кас-

31. ПСЗРИ, лл. 221 и 305.

селя (шесть лучей сходятся на памятнике Фридриху I ) и Полтавы (восемь ритмично чередующихся улиц ориентированы на триумфальную колонну в центре). Максимально расчленена площадь Звезды в Париже с ее двенадцатью проездами.

Наиболее ранняя овальная площадь, окруженная портиками, известна в Герасе ( II в.н.э.). Овальная площадь барокко (колоннада Бериини как наиболее известный ее образец) сложилась под воздействием полукружий римских форумов и, возможно, формы римских цирков. Усвоив эту схему, зодчие классицизма разработали и другой ее вариант, исходящий из темы античного амфитеатра. Эти два планировочных типа легли в основу овальных площадей эпохи.
  . страницы:
1
2
3
4
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
открытки для архитекторов
  . архи.дизайн:
  радизайн 2004  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    © М.Б. Михайлова Архитектурное наследство. Вып.38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российск. Акад. архитектуры и строит. наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф.Гуляницкого.- М.: Стройиздат, 1995.- 400 с.: ил.- С.83-101
Ред. коллегия: Н.Ф.Гуляницкий, И.А.Бондаренко, Е.И.Кириченко, М.Б.Михайлова, А.С.Щенков, И.В.Эрн, http://archi.ru
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz