|
Сегодня обновлен его собственный дом, в Париже говорят о необходимости воссоздания
знаменитого павильона, а Всемирный Фонд Монументов выдал грант в $
500.000 для реставрации клуба им. Русакова – самого примечательного клубного
здания Москвы. И каждый архитектор, из какой бы части света он сюда не
приехал, непременно посещает постройки Мельникова, ставшие такой же реликвией,
как и древние памятники Российской столицы. И я назову еще одного. Не столь
знаменитого, но тоже того достойного.
Портал «Культура». Новости.
НАСЛЕДИЕ
Срок хранения: вечность
Ни в одном из зданий К.Мельникова еще не было капитального ремонта
Константин Мельников – пожалуй, самый известный и
признанный в мире русский архитектор.
Уже более полувека его творчество активно изучается и
осмысляется. Наверное, было бы неплохо законсервировать его
уникальные здания и превратить их в музейные экспонаты,
открытые лишь для показа, но не для современного
использования. Но, во-первых, столица никогда не позволит себе
содержать на иждивении столько архитектурных гигантов, а
во-вторых, сами объекты, созданные в эпоху социальных заказов и оттого
исключительно
функциональные, не потерпят консервации. Вместе с тем проблема сохранения
наследия Мельникова
именно сейчас встает как никогда остро – подходит к концу срок эксплуатации
большинства
конструктивистских построек, для возведения которых в свое время использовались
новейшие и
экспериментальные материалы. И хотя все сохранившиеся до наших дней объекты
Мельникова уже
поставлены на государственную охрану, ни в одном из них еще не проводились
капитальный ремонт
и реконструкция.
Бахметьевский гараж
Гараж для автобусов на улице Образцова, 19а (историческое название –
Бахметьевский гараж)
получил статус памятника местного значения в 1990 году по случаю празднования
100-летия со дня
рождения его создателя. В Бахметьевском гараже архитектором впервые в
мире была предложена
новая система расстановки машин – в ряд с уступами, – позволяющая экономить
значительные
площади. В инженерном плане эта постройка представляет исключительный
интерес еще и из-за
примененных в ней уникальных ферм-конструкций знаменитого инженера Шухова
(автора
радиобашни на Шаболовке).
До самого последнего времени здание находилось в ведении государственных
предприятий "3-й
автобусный парк" и "Мосгортранс", однако сразу после того,
как гараж был признан особо ценным
объектом, Главное управление охраны памятников (ГУОП) Москвы подняло вопрос
о реконструкции
и дальнейшей переориентации гаража на социально-культурные нужды столицы.
Особенно
забеспокоились в управлении, когда на согласование пришел проект строительства
на улице
Образцова 20-этажного элитного дома, – очевидно, что реализация этой идеи
может нанести
непоправимый ущерб зданию Мельникова.
20 мая сего года мэр Москвы Юрий Лужков провел выездное совещание "О
дальнейшем
использовании территории и строений 3-го автобусного парка", на котором
было решено передать
Бахметьевский гараж в ведение районнной управы. Именно она, предполагается,
в будущем и
выступит заказчиком реконструкции самого гаража и нового строительства
на его территории. ГУОП
г. Москвы поддержало идею президента Академии художеств З.Церетели и Министерства
культуры
РФ о превращении здания Мельникова в огромный выставочный зал, но вынуждено
было признать,
что без строительства других объектов, решающих насущные проблемы столицы,
эту затею не
протолкнуть. Поэтому "Моспроект" уже получил от Правительства
Москвы задание разработать
концепцию реконструкции территории Бахметьевского гаража, проекты нового
городского
учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса и школы. Последняя
будет очень кстати:
средних учебных заведений в районе не хватает катастрофически.
Шестерня на Стромынке
Рабочие клубы строились в Москве в 20 – 30-е годы весьма активно. Из
десяти реализованных в
столице и области проектов шесть принадлежат Мельникову. Считается, что
архитектору очень
повезло в том, что профсоюзы заказывали все проекты лично ему, а не объявляли
на них конкурс:
сверхоригинальные идеи Мельникова, и так вызывавшие сопротивление строителей,
напуганных
сложностью композиции, не могли устроить профессиональное жюри.
Клуб им. Русакова был официально признан городом памятником советской
архитектуры в 1987 году.
Желая убить сразу двух зайцев – решить вопрос об адекватном использовании
здания и найти
средства на его реставрацию, – ГУОП г. Москвы в 1996 году передало его
в аренду Театру Романа
Виктюка. Естественно, с условием, что учреждение культуры своими силами
и за свой счет проведет
весь комплекс работ. Условие выполнено не было. Клуб им. Русакова был
включен в список особо
ценных объектов Всемирного фонда памятников и получил от него 20 тысяч
долларов. Желая еще
подсобрать средств на реставрацию, Роман Виктюк обратился в ГУОП г. Москвы
с просьбой
разрешить передать часть помещений развлекательному центру "РВ".
Управление не любит, когда в
одном памятнике сидят два равноправных арендатора, но известному режиссеру
уступило, и 300
квадратных метров "ушли налево". Развлекательный центр притягивал
к себе гораздо больше
спонсорских средств, чем театр, и смог накопить на реставрацию тех помещений,
которые ему были
выделены. В результате в Клубе им. Русакова был сделан ремонт кровли и
отопительной системы,
былой блеск возвращен фойе, начата работа по реставрационной замене оконных
заполнений. Но на
такие масштабные операции, как укрепление несущих и ограждающих конструкций,
воссоздание
наружного штукатурного слоя и реставрация зрительного зала (который изначально
вообще не
приспособлен под работу театра, не имеет колосников и соответствующей
механики сцены), средств
не хватило.
Ситуацию комментирует начальник отдела памятников советской
архитектуры ГУОП г.
Москвы Татьяна РАЗДОЛЬСКАЯ:
– Совершенно очевидно, что Правительство Москвы должно пересмотреть вопрос
о финансировании
Клуба им. Русакова. Неразумно взваливать все расходы по реставрации на
Театр Романа Виктюка. Да,
они со взятыми на себя обязательствами не справились: у них не было денег,
когда клуб им
передавался, но коллектив надеялся на спонсоров, – как выяснилось, без
особых на то оснований.
Можно было бы наказать театр штрафами, но мы считаем, что и это неправильно:
лучше
реставрировать памятник сообща, тогда и ценная постройка сохранится для
потомков, и в
Сокольниках будет свой театр.
Дом в Кривоарбатском
Собственные дома архитекторов – особый жанр. Фактически это единственный
случай в практике
любого зодчего, когда он одновременно и проектировщик, и заказчик. Среди
жилых домов,
построенных архитекторами XX века для себя, особняк Мельникова как произведение
искусства
занимает одно из первых мест. О судьбе этого здания за последние годы
в СМИ написано больше,
чем о любом другом памятнике в России. Но, как выясняется, публикации
публикациями, а судьба
остается судьбой.
Практически каждый день к калитке в Кривоарбатском переулке приходят экскурсанты.
Сын
архитектора Виктор Мельников показывает им дом, рассказывает о своем отце.
Денег за эти
посещения владельцы особняка не берут.
Поскольку дом находится в частном владении, вопрос о его реставрации и
сохранении как особо
ценного объекта истории и культуры всегда был головной болью для органов
охраны памятников.
Кто должен платить за ремонтные работы и эксплуатацию здания? Может ли
оно оставаться жилым
домом или должно быть превращено в музей? Ответы на эти вопросы у каждой
из сторон свои.
Генеральный директор Центра охраны памятников истории и культуры ГУОП
г. Москвы Владимир
Гончар считает, что дом Мельникова не является капитальным зданием – для
его строительства
архитектор использовал дешевый кирпич и деревянные перекрытия-фермы. "Несмотря
на то что в
1996 году Правительство Москвы провело полную реставрацию объекта и дом
был выведен из
аварийного состояния, его дальнейшее сохранение возможно лишь при условии
создания в нем музея
с соблюдением особого температурно-влажностного режима", – говорит
г-н Гончар. Внучка
архитектора Екатерина Викторовна Мельникова придерживается противоположной
точки зрения:
именно потому, что здание ветхое, из него ни в коем случае нельзя делать
музей и отдавать на
растерзание посетителям (сейчас, например, Виктор Константинович проводит
по дому не более
пяти гостей). "Конечно, мы не против того, чтобы в Москве появился
музей архитектора Мельникова,
– говорит внучка мастера. – Разумнее всего было бы выделить под экспозицию
отдельное здание
неподалеку от дома, который, естественно, также станет объектом показа,
лучшим образцом
творчества зодчего. Все архивы, более 600 чертежей нереализованных проектов
архитектора, его
графические и живописные работы мы готовы передать будущему музею безвозмездно.
Нам нужны
лишь гарантии того, что он будет создан, то есть готовое помещение. Мы
и сам дом готовы оставить и
переехать в другое место, если бы были уверены в том, что Управление охраны
памятников сможет
его сохранить.
|
.
страницы: |