|
К сожалению, в Москве, во многих городах России
сейчас есть
целые улицы, состоящие из одних агрессивных полей. Любоваться здесь нечем,
и человек старается избегать таких улиц.
- А прямоугольная плитка на тротуарах?
- Это также типичная агрессивная поверхность, особенно расчерченная. Она
противопоказана пешеходным зонам.
- Но ведь брусчатка тоже была прямоугольной.
- Она смотрится гораздо легче благодаря природной красоте и разнообразию
камня, неровностям его поверхности, там нет такой
назойливой регулярности, как на плиточных тротуарах. Москва, на мой взгляд,
впрочем, как и многие другие города, исчерпала свой
лимит на прямоугольную плитку. Я бы даже рекомендовал ввести определенные
ограничительные меры для ее использования,
исходя из требований видеоэкологии.
- А асфальт?
- Вреднее для глаз агрессивная среда, но уж если невозможно сделать нечто
комфортное, то лучше идти по пути гомогенной
(гладкой) поверхности, хотя и это плохо: я давно хотел предложить включать
в асфальтовые серые тротуары цветные вставки с
изображением листьев.
Вспомните свои ощущения на тропинке, усыпанной опавшей листвой.
Лучше всего для глаза плитка из битого камня. Там работает цвет и структура.
- Что вы скажете об агрессивной среде или гомогенных полях в интерьере?
- Настоящую катастрофу для глаз создает в иных интерьерах так называемый
евроремонт. Здесь предполагаются большие
поверхности белых стен. Некоторые люди догадывабтся украсить их картинами
или разнообразными декоративными элементами, но
у других остаются гомогенные белые стены. Агрессивным полем в интерьере
стали жалюзи и подвесные потолки. Они буквально
давят человека на больших пространствах залов ожидания в аэропортах и
вокзалах. Они проникают в залы заседаний, отнюдь не
способствуя спокойной деловой обстановке. Есть просто страшные примеры.
Если кабинет отделан, скажем, "модной" дырчатой
плитой, его владелец на целый день обречен находиться в агрессивной среде,
и тут уж не надо удивляться его плохому отношению к
окружающим. Подвесные потолки из реек, ритмично расположенные светильники
часто создают агрессивную среду. Видел я и
подвесные потолки, сделанные из упаковки для яиц. Вот уж агрессивная среда,
постоянный зрительный раздражитель!
Многие используют обои под кирпич. Я поинтересовался в Первомайском
универмаге, часто ли их покупают. Оказалось, значительно
чаще, чем с легким цветочным орнаментом. Ничего удивительного - в общей
массе обоев "кирпичные" сами своим агрессивным
полем навязывают покупателям.
Не менее неприятны и металлические сетки, опасна даже тень от них. Надо
помнить, что агрессивная среда исподволь побуждает к
агрессивным действиям. Может быть, это преувеличение, но стоит исследовать
влияние на криминогенную обстановку агрессивной
среды многих спальных районов наших городов.
- Чем занимается ваш центр сегодня?
- Получили лицензию на благоустройство территории московских дворов. Мы
пытаемся, в частности, внедрять (или возобновить)
территории замкнутых двориков. Стоит только их оградить, и жители чувствуют
себя гораздо спокойнее. Вероятно, вы обращали
внимание, что территории дворов у домов-новостроек, как правило, строятся
под прямыми углами. Мы заметили, что стоит
закруглить пешеходные дорожки, и двор преображается, становится уютнее.
Архитектору следует помнить, что человек всегда хочет жить в красивом
доме, на красивой улице, с красивым видом из окна. Тогда
он чувствует себя комфортно. Там, где комфортная среда, там и люди жизнерадостны.
О визуальной среде у нас, во-первых, мало задумывались. С другой стороны,
и критерии оценки построек были вовсе не визуальные.
Пришло время принимать их во внимание.
Беседу вела Светлана Дежурнова
АРХИТЕКТУРА И ЭКОЛОГИЯ
Говоря об экологии, думают обычно о том, чем мы дышим, что пьем и что
едим. С недавних пор появился, однако,
новый термин - "видеоэкология", который тоже имеет прямое отношение
к окружающей человека среде.
Хорошо известно, что глазу - самому активному и чувствительному из всех
наших органов чувств - вовсе не
безразлично, на что смотреть. Неподвижное напряжение быстро приводит к
усталости глаза, и ему требуется
постоянная смена изображения на сетчатке. Осматривая даже неподвижный
предмет или образ, человек
беспрерывно переводит взгляд на разные его участки, а в результате "картинка",
которую воспринимает глаз,
никогда не остается неподвижной. Эти движения глаз происходят рефлекторно
и незаметно для самого человека -
так же, как дыхание или вестибулярное поддержание равновесия.
Бывают, однако, и случаи, когда никакие движения глаз не спасают их
от быстрой утомляемости, например, при
рассматривании больших, монотонно окрашенных поверхностей, на которых
глазу "не за что зацепиться".
Особенно сильно проявляется это в полярных широтах, где заснеженная равнина
сливается по цвету с таким же
небом, и ничего, кроме рассеянного белого света, вокруг не видно. А также,
например, в угольных шахтах, темное
сверкание угля в которых может вызывать у шахтеров профессиональное заболевание
глаз - углекопный нистагм.
В последние десятилетия человек все чаще сам создает вредную для себя
среду: голые торцы зданий, большие площади остекления, заборы,
крыши, асфальт. И не только они. Ничуть не меньшее зло - видимые поля,
покрытые простым повторяющимся рисунком: сетки, решетки,
фасады с длинными рядами одинаковых окон и многие другие элементы городской
архитектуры.
Столь противоестественное для глаза окружение способно вызывать, по мнению
специалистов, не только заболевания глаз, но также
психологические и даже социальные отклонения. И очень важно, что сегодня
архитекторы и дизайнеры могут создавать полезную для человека
визуальную среду уже не стихийно, а вполне осознанно.
|
.
страницы: |