|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архитекторы
Константин Мельников |
|||||||||||||||
Понятно, что эти проблемы касаются не только
дома Мельникова, но являются общегородскими. Но в том, как складывается судьба признанного шедевра в 90-е годы, можно увидеть отношение московских властей к памятникам истории и культуры в целом. Особенно красноречиво письмо от 14 июля сего года, подписанное первым заместителем начальника московского Управления охраны памятников В. И. Соколовским (любопытно, что именно он был председателем комиссии по приемке реставрационных работ). В ответ на просьбу владельцев дома все-таки заменить пресловутую замазку (объем работ столь велик, что справиться с ним самостоятельно они не могут - одно многометровое окно и 60 маленьких) Соколовский пишет: "Замена оконной замазки является эксплуатационной обязанностью собственника". И по-своему он, конечно, прав - замазывать окна, а также мыть полы и ввинчивать лампочки, наверное, должны сами жильцы. Но только речь идет не об обычной квартире, а о доме-музее, охраняемом государством. Ванная комната с ванной на позолоченных львиных лапах. Частный дом или музей? В 1977 году в доме Мельникова побывал Микеланджело Антониони. В альбоме, хранящемся в архиве семьи архитектора, он оставил следующую надпись: "Этот дом как плод архитектуры будущего - прекрасен. Он нуждается в реставрации и консервации как музей". Фактически дом и функционирует как музей. Сюда регулярно приходят посетители (в основном, конечно, специалисты или иностранные студенты-архитекторы), и Виктор Мельников водит экскурсии. Однако музейного статуса дом не имеет. Владельцы давно готовы передать его государству и превратить в музей. У них есть, конечно, свои требования. Чтобы Виктор Мельников, который провел здесь всю жизнь, мог в нем жить. Чтобы другим наследникам были предоставлены квартиры. Чтобы где-то по-соседству был устроен центр по изучению творчества Мельникова с депозитарием для проектов Мельникова-старшего и картин Мельникова-младшего и выставочными помещениями. Наконец, чтобы государство гарантировало сохранность мемориальной обстановки дома. Очевидно, что при желании властей выполнить эти требования несложно. Но, судя по всему, главным препятствием для чиновников являются именно жильцы, которые относятся к сохранению дома слишком ревностно. Еще в ноябре 1998 года начальник Управления охраны памятников Виктор Булочников в одной из докладных на имя Юрия Лужкова написал: "Обращаю Ваше внимание, что владелец дома не желает признавать выполнение реставрационных работ законченным, тем самым оттягивая сроки организации мемориального музея". Вероятно, властям было бы удобнее, чтобы жильцов в доме вообще не было. Тогда, возможно, дом Мельникова давно бы стал музеем. Но только вряд ли сохранился бы до настоящего времени. На Западе подобные дома-музеи - частные или государственные - существуют в огромном количестве. Многие старинные французские замки - например, знаменитый Во-ле-Виконт под Парижем, - до сих пор являясь частной собственностью, открыты для публики. Культовая постройка французского модернизма (и в этом смысле почти точный аналог дома Мельникова) - вилла "Савой", построенная по проекту Ле Корбюзье опять же под Парижем, - была недавно отреставрирована и превращена в музей. Мемориальные дома-музеи есть и в Москве (Пушкина, Толстого, Тропинина). Дом Мельникова мог бы стать таким же. Но он остается частной заботой самих жильцов, у которых нет ни средств, ни сил, чтобы выполнять свои "эксплуатационные обязанности". Не люблю прямых углов В пилотном номере нащего журнала доктор биологических наук Василий Филин познакомил читателей с основами видеоэкологии. В статье "Глаз не любит гомогенного поля" автор, отталкиваясь от анализа нашего зрительного восприятия окружающей среды, отмечает, что на человека по-разному влияет и архитектура. Она может быть хороша для глаза и дискомфортна. Там, где глазу покойно, приятно, человек чувствует себя хорошо и, наоборот, зоболевает, если постоянно находится в окружении прямых углов и пространств. Он часто не находит причин для плохого самочувствия, не подозревая, что кроются они всего-навсего в противопоказанном глазу видимом мире. Сегодня Василий Антонович Филин отвечает на вопросы, заданные читателями после первой публикации. - На что с точки зрения практической видеоэкологии, следует прежде всего обратить внимание архитекторам? Глаз не любит протяженных прямых линий независимо от того, горизонтально или вертикально они расположены. Прямые линии не нравятся нашим глазам потому, что в течение двух секунд (этим временем приблизительно измеряется привычное, как дыхание, автоматическое движение глаза - саккада) мы не можем найти точки, на которой остановить взор. Глаз также не любит прямых углов - физически за прямой угол зацепиться сложнее, чем за острый или тупой. В природе ведь нет ни прямых линий, ни прямых углов. Прямой линии не должно быть особенно вверху постройки. Это прекрасно чувствовал Константин Мельников, заметив, что архитектура - это игра для глаз. Есть и психологическая сторона: прямой угол ясен с первого взгляда. В нем нет тайны, непредсказуемости, допустимых для острого или тупого угла. А архитектура, на мой взгляд, должна создавать объекты, не в полной мере ясные с первого взгляда. Поэтому нам и не нравятся многоэтажные здания, где все ясно с первого с первого впечатления - прямоугольная коробка, прямоугольные окна, сплошные прямые линии. Все это на большой плоскости создает типичное агрессивное поле, где глаз не может найти себе точку для фиксации. Здесь нет характерных для любого уголка природы разнообразия видимых элементов разной удаленности, толщины, контрастности линий, множества вариантов острых углов (особенно в гористой местности), богатства красок и меняющихся силуэтов. Не должно быть и больших плоскостей. Замечу, что у обычных людей левый и правый глаз нередко отличаются по остроте зрения. На большой плоскости проявляются дефекты собственного зрения и затруднена работа бинокулярного аппарата, т.е. изображение двух глаз невозможно совместить в единый зрительный образ. А у нас бывает, что из обыкновенного кирпича, так податливого на различные декоративные элементы, строят голые стены. - Сейчас многие архитекторы увлечены башенным завершением своих построек
- и в гражданском, и в - Люди жалуются на протяженные подземные переходы, не любят их, чураются.
Почему? Агрессивным становится любое поле, состоящее из большого числа равномерно
рассредоточенных по нему одинаковых элементов, причем степень агрессивности
зависит от плотности их расположения. Человек не может выделить здесь
одну точку и зафиксировать на ней свой взгляд. Такое поле возникает на
стенах зданий, на которых рассредоточено большое количество одинаковых
окон. Когда горожанин попадает в такую неблагоприятную среду, он невольно
спешит миновать ее. Заметьте, что около таких зданий практически всегда
мало людей. И наоборот, в кварталах, где много старинных разнообразных
построек с видимыми элементами декора, создается благоприятная визуальная
среда. |
. страницы: | ||||||||||||||
|
|||||||||||||||
. содержание: | |||||||||||||||
. архи.Лекции |
|||||||||||||||
. архи.проекты: | |||||||||||||||
. архи.поиск: | |||||||||||||||
. архи.другое: | |||||||||||||||
. архи.дизайн: | |||||||||||||||
рaдизайн © 2003 | |||||||||||||||
|
© 2003, , ссылайтесь... |